Вихрь перемен: итоги профессионального форума «Росавтодилер 2014»
Очередной форум «Росавтодилер» проходил в очень неоднозначной обстановке. Автомобильный рынок продолжает сокращаться несмотря на господдержку, при этом многие участники отрасли сохраняют оптимизм, а наиболее успешные даже продолжают расширять бизнес. Вновь подтверждаются слова о том, что кризис – время возможностей. Тем не менее с падением рубля и потребительской уверенности этих возможностей становится все меньше, а ветер перемен дует уже угрожающими порывами
Вряд ли кто-то из дилеров даже на фоне киевского Майдана мог предположить, что экономическая картина 2014 года будет отчасти напоминать ситуацию 20-летней давности. Когда в 1994 году образовывалась ассоциация РОАД, курс рубля за 12 месяцев упал почти вдвое. Сейчас снижение не достигло такого катастрофического уровня, но наполовину отечественная валюта уже подешевела, и что будет дальше – неизвестно никому.
Автопроизводители по традиции проигнорировали один из ключевых дилерских форумов, поэтому, увы, их взгляд на ситуацию и стратегию дальнейших действий участники не узнали, хотя очень многое сейчас зависит именно от их политики. Один из главных призывов, прозвучавших во время итоговой дискуссии мероприятия, касался согласования планов на будущий год. «Коллеги, давайте твердо стоять на своем! Не идите на поводу у импортеров и не заказывайте лишние автомобили!» – обратился к аудитории один из топ-менеджеров крупного дилерского холдинга. Рынок уже несколько лет живет в состоянии затоваривания складов и, как следствие, снижения маржинальности продаж. Если избыточная нагрузка сохранится и в следующем году, очень многие предприятия придут к состоянию дефолта или банкротства, и неутешительный процесс идет уже сейчас.
Стратегия успеха в нынешних условиях может быть только одна – развивать все направления и выжимать максимум из каждой возможности. Именно за счет таких действий лидеры отрасли продолжают расти, тогда как слабые игроки вынуждены терять бизнес или искать новые варианты поддержания собственной экономики. Практически у всех участников панельной дискуссии растут продажи автомобилей с пробегом, у некоторых они составляют уже более трети общего объема реализации. Кроме того, сохраняется хорошая динамика в направлении F&I. Главной же опорой бизнеса сейчас служит сервис – в нем эффективность должна быть на высоте.
В вопросе инвестиционного развития дилеры преимущественно берут тайм-аут. Те проекты, которые еще в начале года компании были готовы реализовывать, сейчас откладываются до лучших времен. Продолжают строиться только те центры, которые гарантированно будут иметь хорошую экономику. Одновременно с этим участники рынка стараются избавляться от неприбыльных предприятий, продавая, закрывая или перепрофилируя их. Промедление здесь во вред: бизнес не должен терпеть убытки, даже если история сотрудничества с брендом длится не одно десятилетие.
Мнения выступавших экспертов на дальнейшие перспективы отрасли были столь же неоднозначными, как и сама ситуация в стране. Одни дилеры ожидают падения рынка еще на 20% по отношению к нынешнему году, другие склонны верить в стабилизацию. Базовый сценарий, представленный директором практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers Сергеем Литвиненко, предполагает небольшое снижение или сохранение прежнего объема в будущем году, а восстановление продаж на отметке 2,8 миллиона пассажирских автомобилей – в 2020 году. Оптимистичный сценарий PwC указывает на возможный подъем рынка уже в будущем году и превышение трехмиллионной отметки спустя четыре года. Генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков более осторожен в оценках: по его мнению, при удачном стечении обстоятельств в следующем году продажи снизятся на уровень до 5%, а в негативном варианте сокращение составит 10-15%.
Сама конъюнктура российского рынка не благоволит всплеску автомобилизации. Именно этот тезис стал одним из ключевых по итогам исследования, проведенного совместно журналом «АвтоБизнесРевю» и ассоциацией РОАД. Один из важнейших индикаторов развития рынка – уровень доступности нового автомобиля – в нашей стране в разы уступает значениям, характерным для западных стран. Например, в США среднестатистическая семья зарабатывает сумму, необходимую для покупки новой машины, за 24 недели. В России этот показатель равен 69 неделям, то есть превышает год. Ставки по автокредитам также в разы выше, чем в развитых странах, а средняя цена нового автомобиля практически такая же, как на Западе.
Логичной тенденцией в этих условиях становится смещение спроса во вторичный сегмент – в нем происходит уже более 5 миллионов сделок за год. Средняя цена приобретаемой сейчас подержанной машины примерно равна средней цене нового автомобиля в 2008 году – около 550 тысяч рублей. В прошлом году вторичный рынок прирос почти на такой же объем, на который снизились продажи новых машин. Как итог, общее количество сделок по покупке транспортных средств демонстрировало рост даже в прошлом году. Россияне не отказываются от машин, но делают выбор в соответствии со своими финансовыми возможностями.
В завершение мероприятия состоялся праздничный фуршет, посвященный 20-летию ассоциации РОАД. Созданная в 1994 году, она является одним из старейших отраслевых союзов в России. За это время для развития авторитейла было сделано немало – от открытия таможенного «зеленого коридора» до участия в подготовке кодекса поведения совместно с Комитетом автопроизводителей АЕБ. Все участники торжественного вечера получили памятные значки, а партнер мероприятия – ЮниКредит Банк – вручил дилерам приятные подарки и провел розыгрыш билетов на финал Лиги Чемпионов УЕФА.
Редакция «АвтоБизнесРевю» присоединяется к поздравлениям и желает ассоциации РОАД успешного развития и новых достижений на благо автомобильной отрасли!
Сергей Баранов,
«АвтоБизнесРевю»
- 0
- 14915
Архив прошедших событий
-
14 октября 2024
-
9 октября 2024
-
12 сентября 2024
Конференция Авто.ру Бизнес для дистрибьюторов: рынок новых автомобилей
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте