«Ведомости» собрали конференцию по управлению автопарками
Почему аварий больше всего происходит в четверг? Кто вскоре будет проверять тахографы? Как новые требования к Федеральному Закону 398 «О безопасности дорожного движения» изменят бизнес? Решением этих и многих других вопросов поделились участники заседания, организованного изданием «Ведомости» и посвященного теме управления корпоративным автопарком
Продажи новых корпоративных легковых автомобилей в России понемногу растут третий год подряд. Впрочем, в абсолютных цифрах (197,4 тысячи а/м в 2017 году) они все еще не достигли показателей лучшего для себя 2013 года – 240,2 тысячи единиц. При этом собравшиеся на конференции представители корпоративных парков из самых разных отраслей бизнеса согласились, что в целом по России растет и срок эксплуатации машин юридическими лицами. Есть компании, где до кризиса корпоративный парк старались обновлять после двух-трех лет эксплуатации и 85-100 тысяч километров пробега, но сейчас машины часто планируют эксплуатировать уже до 150 тысяч километров пробега и до пяти лет. Естественно, что у LCV и у крупнотоннажной техники эти показатели еще выше.
В то же время к прежним проблемам, когда водители не соблюдали режим труда и отдыха и использовали автомобиль в личных целях, добавились и новые. Особенно важным участники конференции признали вопрос безопасности. Во многих крупных автопарках для решения этого вопроса все чаще стали использовать GPS-трекеры. Есть немало мобильных приложений, которые помогают видеть все, что происходит с автомобилем: простои техники, режимы движения – от резких ускорений до экстренных торможений. GPS-мониторинг позволяет получать уведомления о ДТП. Часто он дает не только точную привязку события к карте и возможную зону повреждения автомобиля, но также статистику скорости перед ДТП и даже может смоделировать повреждения автомобиля и травмы водитель. В результате в компаниях снижается количество ДТП, оптимизируется скоростной режим транспорта, сокращается число поездок в нерабочее время и падает средний расход топлива.
Стоимость обслуживания блока GPS в среднем не превышает пятисот рублей в месяц, а сам блок в зависимости от марки и модели стоит, как правило, не более 60 тысяч рублей. При этом если машина приобретена в лизинг, то эту стоимость можно распределить на весь срок аренды, и увеличение цены оказывается практически незаметным.
Профессионалы и камеры
Руководитель транспортного управления Pony Express Иван Лукин рассказал, что помимо использования многочисленных современных решений в управлении корпоративным автопарком очень важно еще и уметь правильно оценить свою работу. Так, в Pony Express существует четыре наиболее важных KPI. Это те коэффициенты, которые помогают отслеживать эффективность работы транспортного управления, сравнивать показатели работы автопарков по местам нахождения филиалов.
Первый KPI – коэффициент технической готовности. Это умение ответственных специалистов компании своевременно планировать и осуществлять обслуживание и ремонт автотранспорта. Второй – коэффициент использования транспорта, который показывает, насколько эффективно компания использует исправные и готовые к работе автомобили. Здесь велика доля профессионализма сотрудников операционного департамента – грамотно ли они спланировали загрузку и маршруты, учтена ли сезонность бизнеса при планировании графика отпусков водительского состава? Третий коэффициент характеризует затраты. Это стоимость километра пробега. Она отличается в зависимости от города эксплуатации и типа транспортных средств.
«И наконец, четвертый показатель – это коэффициент аварийности. По принятым в компании правилам, мы придерживаемся мнения, что в любом ДТП (независимо от тех виновных, которые прописаны в справке из ГИБДД), виноваты все участники происшествия. В случае официального признания невиновности нашего сотрудника, мы все равно расцениваем его участие в ДТП как нарушение, так как он не смог спрогнозировать и предотвратить аварию. При этом показатели Pony Express по количеству ДТП за месяц на миллион километров пробега постоянно улучшаются», – резюмировал Иван Лукин.
Можно уточнить, что в целом по транспортным компаниям России средний коэффициент аварийности составляет 10-12 случаев в месяц на миллион километров. Но есть компании, где основанный на этом KPI ориентирован на цифру пять. В ряде компаний ДТП учитывают не только по их количеству, но и по стоимости восстановительного ремонта. Также важно считать, какой процент автопарка в принципе попадает в ДТП. У целого ряда компании за прошлый год этот показатель составлял 10-12%. Некоторым игрокам в первой половине 2018 года удалось его снизить до 7-8%. Причину улучшения ситуации участники заседания увидели в более массовом применении GPS- и ГЛОНАСС-мониторинга, увеличении количества камер на дорогах и общем повышении профессионализма водителей.
Однако особенно важны выводы, которые делаются на основании сбора показателей и те меры, которые принимаются для оптимизации процессов управления автопарком. Для правильной аналитики ДТП нужно учитывать целый ряд факторов – тип аварии, день недели, время суток, какие шины стояли на автомобиле, двигалась ли машина вперед или назад и другие. Все это можно использовать для последующих предотвращений ДТП. К примеру, в одной из транспортных компаний анализ аварийности показал, что самый опасный день – это четверг. Флит-менеджер настоял, чтобы об этом всегда дополнительно напоминали водителям. Число аварий по четвергам, как и суммарное количество ДТП за неделю, снизилось. В идеале нужно обязательно создавать для водителей обучающие модули с учетом всех факторов аналитики.
Остаться в рамках закона
В части заседания, посвященной юридическим аспектам ведения бизнеса, собравшимся напомнили о том, что 21 декабря 2018 года должны вступить в силу изменения в 398 Федеральный Закон (ФЗ) «О безопасности дорожного движения». В частности, по нему появляются дополнительные требования к обеспечению технического состояния транспортных средств. Увеличивается число типов автомобилей, которые должны оснащаться тахографами, а доступ к этим устройствам нужно будет предоставлять всем специалистам проверяющих инстанций, включая государственную инспекцию по труду. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые используют транспортные средства для коммерческих целей и собственных нужд, должны будут выполнять еще ряд новых требований. Так, нужно будет создать условия для повышения уровня квалификации водителей, а лица с водительскими удостоверениями иностранного государства не будут допущены к управлению.
Вести бизнес по управлению корпоративного парка с полным соблюдением закона будет особенно затруднительно для тех компаний, чьи автомобили хранятся в нерабочее время не на централизованных стоянках, а, например, рядом с домом курьера, торгового представителя или любого другого водителя. Важно напомнить, что в трудовом кодексе по-прежнему нет определения «водитель», но в законе такое определение есть. И сегодня судебно-инспекционная практика в большинстве случаев говорит о том, что если человек выполняет свои обязанности в пределах рабочего времени, то он признается водителем. Это означает, что для такого человека компания в обязательном порядке должна организовать предрейсовый медицинский контроль. Кроме того, уже есть прецеденты, когда трудовая инспекция считает водителем даже того, кому компания периодически оплачивает расходы на бензин.
Естественно, что любые изменения закона вскоре повлекут и инспекционные проверки. В итоге почти все участники заседания согласились, что поправки в закон приведут, как минимум, к серьезному удорожанию бизнес-процессов. Как максимум, уже сегодня некоторые игроки задумались об уходе с рынка и о переводе своего парка на технологию, при которой аренда машин будет осуществляться физическим лицом. С другой стороны, обход закона всегда рано или поздно будет выявлен, и государство обязательно примет меры противодействия.
Учимся продавать
Отдельную часть заседания посвятили способам снижения расходов на транспортные нужды. Компании с большим автопарком стали открывать на собственной территории небольшие сервисы для проведения простых работ по техническому обслуживанию. Это экономит время на поездки в авторизованные СТО.
У некоторых компаний сегодня появляется понятие стоимости мобильности сотрудников. Каждому сотруднику выдают банковскую карточку с лимитом денежных средств на перемещение по региону. Некоторые игроки стали использовать для коммерческих нужд каршеринг. И наконец, в период сезонных пиковых нагрузок на автопарк часть грузов все чаще стали перевозить малотонажными грузовиками сторонних компаний.
Кроме того, всегда важно правильно рассчитать и процессы вывода автомобилей из автопарка. Реализовать машину так дорого, как хочется, часто не позволяет рыночная ситуация. Иногда автомобили парка долго продаются потому, что в корпоративной политике нет возможности корректировки цены. И наконец, одна из компании подсчитала, что продажа автомобилей со вторым комплектом колес (зимних шин) практически не влияет на прибыльность сделки. Шины стали оставлять себе и использовать на новых машинах.
Общий совет, который собравшиеся могли вынести по итогам конференции – это максимальная гибкость в управлении парком, оперативный подсчет эффективности всех вариантов управления и обязательная нацеленность на все новое в отрасли. Именно такая политика может стать ключом к успеху в управлении автопарком в наших быстроменяющихся условиях.
Алексей Сергеев,
«АвтоБизнесРевю»
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте