Ставка на локализацию: итоги Российского автомобильного форума 2014
Продолжающееся снижение российского авторынка, новости о приостановке производства на нескольких предприятиях и непредсказуемость всей экономической ситуации в стране создавали особый фон для Российского автомобильного форума. Тем не менее спикеры и участники мероприятия сохраняли оптимизм, ведь Рубикон перейден – инвестиции в автопром уже сделаны, и ответом на трудности может быть только дальнейшее развитие локализации
В этом году Российский автомобильный форум, проходящий под эгидой Adam Smith Conferences, состоялся уже в 17-й раз и подтвердил свою роль ключевого мероприятия для отечественного автопрома. Неудивительно, что открывал первый день конференции заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов. В своей презентации он показал, что в 2013 году меры господдержки оказали заметное влияние на индустрию: в частности, по программе льготного автокредитования было реализовано более 276 тысяч новых автомобилей (а это пятая часть всего объема, который был продан за июль-декабрь). Однако пока правительство не намерено возобновлять ее. В ответ на вопросы аудитории Алексей Рахманов рекомендовал развивать локальное производство, чтобы меньше зависеть от импорта и курсовых колебаний. Не нужно все время ждать помощи сверху – необходимо действовать самим.
Именно темы развития предприятий и повышения локализации стали основными в программе форума. Не так давно вступивший в должность президента АвтоВАЗа Бу Андерссон познакомил участников со стратегией «возрождения гордости» за бренд «Лада». Фактически новый руководитель предприятия хочет дать второе рождение марке. С этой целью в ближайшие шесть лет модельный ряд будет обновлен полностью: в конце 2015 года в продажу поступит новый седан «Веста», впоследствии к нему присоединится хэтчбек, а в 2016-18 годах линейку пополнят высокий хэтчбек, два кроссовера и седан С-класса. Параллельно с этим будет проведен рестайлинг «Гранты», «Калины» и «Ларгуса», а также появится новое поколение «Лады 4х4». Задача Бу Андерссона как руководителя компании – вывести ее на стабильно доходный уровень, и в 2015 году он намерен достичь операционной прибыли на уровне не менее 6%. При этом уже с 2014 года выгоднее становятся условия как для дилеров (улучшена маржинальность, повышена ставка гарантийного нормочаса, налаживаются прямые поставки запчастей), так и для клиентов (с марта увеличен срок гарантийного покрытия). И это далеко не все изменения, ожидающие тольяттинский автогигант, – как минимум впереди серьезная работа с поставщиками.
Между тем перед иностранными автоконцернами, работающими в России в режиме промсборки, сейчас остро стоит вопрос повышения локализации. Генеральный директор «ПСМА Рус» (совместного завода PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors) Жан-Кристоф Маршаль подчеркнул, что преимущество местного производства заключается не только в защите от курсовых и рисков и оптимизации логистики, но в возможности адаптировать продукт к особенностям клиентского спроса. Однако расширение пула поставщиков – непростая задача. В частности, сейчас выпуск Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan локализован на 34%. В течение ближайших двух лет это значение вырастет как минимум до 44% за счет использования АКБ, колесных дисков и пластиковых элементов российского производства. Но этого явно недостаточно, и компания заинтересована в повышении локализации и привлечении дополнительных партнеров.
Кроме того, Жан-Кристоф Маршаль обратил внимание на другую проблему для автосборочных предприятий: отсутствие компаний, предлагающих сопутствующие сервисы для производителей, – клининговые услуги, обеспечение питания, транспортные перевозки персонала, обслуживание технологического оборудования. В частности, в Калуге сложно найти подобных подрядчиков, хотя «ПСМА Рус» – не единственный расположенный в городе автозавод.
Сами же поставщики комплектующих первого уровня посетовали на сложности с поиском партнеров Tier 2 и Tier 3. Низкое качество сырья и предлагаемых материалов лишает крупные компании возможности налаживать серьезное высокотехнологичное производство. При этом один из выступавших – директор по продажам в Восточной Европе Bleichert Automation Гюнтер Буссин – опять же призвал российских поставщиков не ждать помощи от государства, не уповать на льготы и субсидии, а ставить перед собой реалистичные цели и достигать их исходя из собственных ресурсов. «Ожидание денег сверху снижает вашу инициативу. Давайте работать с тем, что мы имеем. Это будет эффективнее!» – подытожил Гюнтер Буссин.
В унисон с его словами прозвучало выступление эксперта в сфере гонок «Формула-1» и владельца команды Status Grand Prix Марка Галлахера. Он привел пример с пит-стопами. Несколько лет назад команда Ferrari провела пит-стоп за 3 секунды, установив новый рекорд. Однако это достижение не осталось без внимания механиков Red Bull Racing: уже вскоре они превзошли успех коллег и осуществили смену колес за 2,5 секунды. Причем не остановились на этом и поставили цель сократить время еще больше, хотя все вокруг говорили, что это физически невозможно. Итог – пит-стоп за 1,9 секунды на прошлогоднем гран-при США. Все это – примеры невероятной эффективности при слаженной командной работе. И Марк Галлахер призвал участников форума концентрироваться в работе на таком же взаимопонимании и целеустремленности, «потому что когда люди вместе сфокусированы на эффективности и достижении результата, они могут добиваться фантастических показателей».
Сергей Баранов,
«АвтоБизнесРевю»
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте