Рынок «продавца» и востребованность автомобилей

На протяжении всего 2021 года спрос на автомобили в России превышал предложение. Задержки в производстве и поставках машин продолжили влиять на рост стоимости новых моделей, что по данным "Авито Авто" закономерно сказалось на подорожании автомобилей с пробегом и коснулось большинства востребованных у российских потребителей категорий – классов B, C и D, а также SUV


Новые автомобили

С 2020 года на российском рынке сформиро­вался отложенный спрос, реализация кото­рого затрудняется до сих пор из-за перебоев с поставками и сокращения объемов произ­водства. В течение 2021-го машины в дилер­ские центры поступали, однако предложе­ние в конечном счете не покрывало высо­кий покупательский спрос. Значительная часть автомобилей передавалась тем, кто оформил свой заказ ранее, для остальных очереди растягивались до полугода.

Согласно данным АЕБ, в течение 2021 года было продано 1,67 миллиона новых легковых автомобилей и LCV, что на 4% больше, чем в «карантинном» 2020-м. Однако рост продаж оставался все-таки неравномерным. Если в I полугодии было зафиксировано значительное увеличение количества проданных автомоби­лей (+37%), то во II полугодии наблюдался поэтапный спад. Так, например, по данным АЕБ, в октябре объемы просели на 18%, а в ноябре и декабре – на 20%.

По статистике аналитического агентства «Автостат», цены на новые автомобили к концу прошлого года выросли на 20% (в сравнении с 2020-м). Чем сильнее стано­вился дефицит, тем выше поднималась цена на модели конкретных брендов. Так, напри­мер, автомобили марки BMW подорожали почти на четверть. Немаловажную роль в ценообразовании сыграли и валютные колебания.


Планы на покупку

По результатам опроса, проведенного «Авито Авто» среди 10 тысяч россиян в дека­бре прошлого года, более половины респон­дентов, которые планировали купить авто­мобиль в 2021 году, в итоге отложили покуп­ку. Чуть менее четверти покупателей не отказались от приобретения, но сделали выбор в пользу более бюджетного варианта.

В наиболее выигрышном положении по итогам 2021 года оказались продавцы автомобилей с пробегом, особенно вла­дельцы относительно новых и ходовых моделей. В условиях высокой конкурен­ции они смогли выгодно реализовать свои автомобили. Желающие приобрести машину оказались в сложном положении. С одной стороны, цены росли на протяже­нии всего года, и промедление в выборе влекло за собой приобретение автомоби­ля по менее выгодной стоимости. С дру­гой стороны, подбор качественного экземпляра предполагал тщательное изу­чение предложений, представленных на рынке.


Отток во «вторичку»

Увеличение потребительского интереса к рынку автомобилей с пробегом наблю­далось на протяжении почти всего 2021 года (за исключением небольшого сниже­ния спроса, наметившегося в октябре). Так, по данным «Авито Авто», в ушедшем году продажи легковых машин с пробе­гом в целом по стране выросли на 5% в сравнении с 2020-м. Рост цен за год составил 21%, а средняя цена достигла 349 тысяч рублей.


Топ-5 брендов на рынке автомобилей с пробегом в России, 2021 год

Бренд Доля на рынке а/м с пробегом Средняя цена, тыс. руб. Динамика средней цены, 2021 vs 2020
«Лада» (ВАЗ) 25,6% 130 18%
Toyota 6,7% 670 14%
Hyundai 5,7% 560 24%
Kia 5,5% 690 26%
Volkswagen 4,7% 560 23%

Источник: Авито Авто


Наибольшим спросом у россиян в ушед­шем году пользовались автомобили с про­бегом категории B, C и SUV, машины в «воз­расте» трех-пяти лет и представители «пре­миум-сегмента». Среди иномарок заметно увеличилось количество продаж китайских моделей.

Объемы кроссоверов и внедорожников с пробегом в России в 2021 году выросли на 6% по сравнению с 2020-м. Сегмент SUV по-прежнему сохраняет уверенные пози­ции на российском рынке, его доля в общих продажах составляет 20%. Автомобили до трех-пяти лет стали пользоваться особой популярностью в качестве прямой альтер­нативы новым моделям. Покупатели машин премиум-сегмента в меньшей сте­пени подвержены влиянию рыночной ситуации, их выбор, в первую очередь, определяют личные возможности и потребности. В ситуации с нехваткой новых моделей в дилерских центрах у таких клиентов вырос интерес к автомо­билям с пробегом в «возрасте» до трех лет. Количество сделок в этом сегменте авто­рынка выросло на 17% по сравнению с 2020 годом.


Топ-10 моделей на рынке автомобилей с пробегом, 2021 год

Бренд Модель Средняя цена, тыс. руб. Динамика средней цены, 2021 vs 2020
Лада Самара (ВАЗ-2114) 105 11%
Лада Гранта 345 19%
Лада Калина 185 9%
Ford Focus 365 14%
Лада Классика (ВАЗ 2107) 60 20%
Hyundai Solaris 606 21%
Kia Rio 620 20%
Лада 110 70 8%
Лада 4x4 185 10%
Лада Самара (ВАЗ-2114) 105 11%

Источник: Авито Авто


Среди востребованных иномарок с про­бегом по итогам прошедшего года заметно выделились модели китайского производ­ства. Их доля на российском рынке автомо­билей с пробегом увеличилась с 1,88% в конце 2020-го до 2,05% по итогам 2021-го, чему не в последнюю очередь поспособство­вала их сравнительно низкая стоимость. Более того, нельзя не учитывать то, что китайские автомобильные компании не испытывают недостатка в комплектующих, что позволяет им активно наращивать свою долю на импортных рынках.


Чего ожидать?

Ситуация меняется каждый день. В значи­тельной степени на продажи машин с про­бегом повлияют и валютные колебания. Однако в целом есть основания полагать, что во вторичном сегменте ожидается более стабильная ситуация, чем на рынке новых автомобилей.

29 марта 2022
  • Комментарии 0
  • Посещения 4981

Ближайшие события

18

августа 2022

Клуб «Автобосс»: « Маркетинг сервиса»

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте