Время сильных: итоги конференции «Росавтодилер-2015»

Похоже, дилеры пришли к пониманию, что кризисные явления, происходящие на рынке, – это не просто затяжной период потерь, а новая среда, к которой необходимо приспосабливаться, развивая различные инструменты повышения эффективности бизнеса. У предпринимателей нет времени сожалеть об упущенной выгоде, поэтому участники конференции «Росавтодилер» сконцентрировались на тех задачах, которые придется решать в ближайший год


Нынешний год складывается для дилерского сообщества ожидаемо непросто. За последние девять месяцев продажи сократились на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но затянувшийся кризис несет в себе как отрицательные, так и положительные черты. Предваряя работу конференции, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимир Моженков выразил уверенность в том, что отрасль одновременно переживает очищение и наиболее сильные игроки обязательно дождутся фазы роста. «Парк в России насчитывает более 41 миллиона машин. Средний срок эксплуатации составляет более 13 лет. Мы с вами живем в стране автомобилей и новых строящихся дорог, поэтому неминуемо встретим увеличение продаж. Главный вопрос – когда это произойдет», – заявил Владимир Моженков.

Однако на этот вопрос вряд ли можно дать точный ответ. Мало кто верит в скорое восстановление рынка, тем более в наступающем 2016 году, в котором одни участники панельной дискуссии с оптимистичным прогнозом ожидают уровня продаж, близкого к показателю нынешнего года, а другие – предполагают новое падение на 10-15% к объему 2015 года. Впрочем, автобизнес не существует в отрыве от экономической и политической ситуации в стране, а значит, его будущее тесно переплетено с множеством факторов, так или иначе влияющих на перспективы восстановления отрасли.

В 2016 году темпы развития российской экономики будут сильно ограничены, сообщила главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова. По ее словам, потенциальное увеличение ВВП оценивается в пределах 1%. К тому же после 15 лет непрерывного роста объемов потребления модель меняется. Потребители окажутся в менее комфортных условиях и будут ограничены в свободных ресурсах, которые станут направлять скорее на поддержание собственного жизненного уровня, чем на покупку новых автомобилей и их обслуживание.

В таких условиях государственное субсидирование заметно смягчает падение отрасли. По прогнозу Министерства промышленности и торговли России, объем продаж в 2015 году составит около 1,6 миллиона новых автомобилей, из них 500 тысяч будут реализованы в рамках государственных программ стимулирования спроса. По словам заместителя министра Александра Морозова, чье выступление стало одним из главных событий конференции, в 2015 году новым инструментом стимулирования спроса стал лизинг для физических лиц, которым уже воспользовались около 1 300 человек. Тем не менее в дальнейшем программа льготного лизинга будет сконцентрирована на коммерческом транспорте. «Когда мы проанализировали результаты действия программы для легковых автомобилей, то пришли к выводу, что чаще всего эту возможность используют для покупок от 1,5 миллиона рублей и выше», – пояснил Александр Морозов. В министерстве уверены, что спонсирование потребителей, которые в состоянии приобрести такие дорогие автомобили, окажется расточительной мерой, учитывая ограниченный объем средств федерального бюджета, поэтому чиновники приняли решение специализировать программы под каждый сегмент, отводя лизингу роль поддержки исключительно коммерческого парка.

На протяжении всего выступления заместителя министра промышленности и торговли дилеры надеялись услышать точные ответы на два главных вопроса: будет ли продолжена государственная поддержка в 2016 году и в каком объеме ее планируют осуществить. Однако в этой задаче слишком много неизвестных, чтобы сказать что-либо однозначно, поэтому Александр Морозов предложил два варианта развития событий. Согласно «стабильному» сценарию, при цене на нефть около 50 долларов за баррель рынок начнет адаптироваться к новым условиям. Если показатель окажется ниже, то государство будет реализовывать массивные программы поддержки рынка и предприятий.

Прогноз динамики продаж в 2016 году в зависимости от цены нефти

Не первый раз на конференции РОАД поднимается вопрос об изменении взаимоотношений с импортерами, в частности, это касается пересмотра положений дилерских контрактов, которые, по мнению авторитейлеров, закрепили доминирующее положение дистрибьюторов, что негативно влияет на развитие отрасли в условиях падающего объема продаж. Дилеры заинтересованы в том, чтобы для концернов, уходящих с рынка, были зафиксированы обязанности по урегулированию последствий таких решений. В то же время изменения корпоративных стандартов или расширение дилерской сети отрицательно сказываются на финансовой устойчивости игроков и созданию благоприятных условий для дальнейшего развития бизнеса.

Источником поддержания стабильности дилерских предприятий в период кризиса становится развитие дополнительных направлений, в том числе сервисного обслуживания. Владимир Моженков высказал мнение о том, что снижение стоимости запасных частей сможет привлечь больше клиентов второго и третьего сегментов в авторизованные сервисные центры. «Существует два способа решения этой задачи: либо импортеры понижают закупочные цены, и дилеры, я думаю, ответят на это сокращением собственной маржи, чтобы общими усилиями увеличить поток клиентов, либо мы будем дальше настаивать на введении параллельного импорта, чтобы автовладелец мог приобрести запчасти по меньшей стоимости», – считает президент РОАД.

Лейтмотивом конференции российских автодилеров стала идея о том, что, несмотря на трудную экономическую ситуацию, наиболее сильные игроки успешно оптимизируют процессы и поддерживают эффективную бизнес-модель. Падение спроса на новые автомобили подталкивает к расширению работы в наиболее перспективных направлениях авторитейла, где все еще сохраняется большой потенциал. А это подтверждают результаты многих участников рынка, некоторые из которых уже сейчас наращивают продажи на вторичном рынке более чем в два раза.


Евгений Еськов,
«АвтоБизнесРевю»

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте