Чем ответят кризису: итоги РАФ-2016

Для участников Российского автомобильного форума, прошедшего под эгидой Adam Smith Conferences, особый интерес представляли планы государственной поддержки авторитейла, а также стратегии крупнейших российских производителей на сокращающемся рынке. Выступившие на мероприятии представители власти и топ-менеджеры ведущих компаний смогли дать исчерпывающие ответы на наиболее важнее вопросы


Участие государства остается одним из важнейших факторов поддержки авторитейла в сложившейся экономической ситуации. В своем выступлении заместитель министра промышленности и торговли России Александр Морозов, сравнивая меры стимулирования отрасли на фоне кризиса 2008-09 годов с нынешним периодом, высказал мнение о том, что государство стало эффективнее использовать бюджетные средства для смягчения последствий сокращения спроса.

В 2016 году объем поддержки автомобильного рынка и производства будет увеличен. Так, на реализацию программы льготного автокредитования выделят 11 миллиардов рублей, то есть в три раза больше, чем в 2015 году. При этом с 1 января по 6 марта 2016 года инструмент обеспечил реализацию 33 тысяч новых автомобилей, то есть более трети продаж в рамках всех программ стимулирования спроса за период.

«Мы понимаем, что тенденции потребления в нынешнем году останутся на том же уровне, что и в 2015 году, и считаем необходимым поддержать рынок новых автомобилей и удержать его от падения. Объем продаж, который обеспечат государственные программы, должен составлять не менее 300 тысяч новых автомобилей», – отметил Александр Морозов.

В то же время для отечественных автопроизводителей остается актуальной проблема загрузки мощностей, которая по итогам 2015 года составила 40% – это один из самых низких показателей для развивающихся рынков. Для того чтобы решить эту задачу, государство, с одной стороны, постарается не допустить сокращения продаж ниже уровня в 1,6 миллиона новых автомобилей в год, а с другой – будет создавать благоприятные условия для развития объема экспортного производства и его увеличения как минимум в два раза к 2025 году (доля экспорта в общем объеме в 2015 году составила 7,7%).

В условиях нестабильного курса национальной валюты конкурентное преимущество на российском рынке получают те зарубежные концерны, которым удается максимально локализовать производство. Для этого необходимо создавать благоприятные условия привлечения иностранных инвестиций. С 2007 года в Калужской области действует ведущий в стране автомобильный кластер, в котором разместилось три крупных автопроизовдителя и 27 поставщиков компонентов. Объем произведенной продукции за весь период его деятельности составил около триллиона рублей. При этом во все уровни бюджета перечислено более 57 миллиардов рублей. С конвейеров местных автозаводов сходит 11% всех выпущенных в России машин.

Несмотря на общее снижение экспорта продукции в 2015 году, производителям автокомпонентов из Калужского региона удалось сделать успешные шаги на иностранных рынках. По словам первого заместителя губернатора Калужской области, компания Fuyao в семь раз увеличила поставки автомобильных стекол в Восточную Европу. Экспорт шин Continental в Бельгию, Германию, Испанию и Польшу вырос в 1,8 раза. Одним из основных направлений развития автокластера остается решение вопросов логистики, поскольку, например, поставка в Европу автомобиля Volkswagen, произведенного в Индии, пока что обходится на тысячу евро дешевле, чем в случае с российским аналогом. Одновременно в Калужской области продолжают наращивать локализацию производства. Так, на заводе концерна Volkswagen Group в настоящее время этот показатель составляет около 40% (в дальнейшем планируется увеличить до 75%), совместное предприятие PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors Corporation достигло уровня 35% (планируется нарастить до 50%).

От планов государства по поддержке автомобильной отрасли участники Российского автомобильного форума перешли к обсуждению стратегии автопроизводителей. Планами развития в период кризиса поделились представители крупнейших российских брендов.

В последние годы АвтоВАЗ столкнулся с необходимостью расширения модельного ряда и выхода на новый этап качества производства. В 2014 году на рынке появились «свежие» версии четырех действующих моделей, а также созданная на новой платформе «Лада Веста» (к середине марта 2016 года произведено 12 753 и продано 8 292 а/м). В феврале 2016 года к ним присоединилась другая новинка – «Лада ИксРэй» (за первый месяц выпущено 2 061 и реализовано 1 339 а/м).

Генеральный директор «Объединенной автомобильной группы» (дочерняя компания АвтоВАЗа) Михаил Рябов рассказал, что по итогам двух месяцев 2015 года сразу четыре модели марки «Лада» оказались в списке 10 бестселлеров отечественного рынка, причем в рамках линейки АвтоВАЗа «Веста» оказалась на втором месте по популярности. В то же время за счет преимуществ нового поколения автомобилей, таких как соответствие высоким европейским стандартам безопасности, привлекательность соотношения цены и качества, уникальность дизайна, у российского производителя появилась возможность нарастить экспортные поставки. В 2015 году продажи на наиболее перспективных для бренда рынках Европы (Белоруссии, Германии, Сербии, Украине), а также в Азербайджане и Египте составили 31,4 тысячи новых машин. В 2016 году этот показатель планируется увеличить до 49,2 тысячи автомобилей. Также существует перспектива расширить географию присутствия еще в 17 странах мира.

В группе ГАЗ экспорт стал одним из ключевых элементов стратегии развития. По итогам 2015 года продажи автомобилей за рубежом принесли 20% всей выручки. В нынешнем году рассчитывается увеличить долю на 5 процентных пунктов. Вместе с тем компания планирует на 5% сократить затраты за счет реализации программы эффективности, которая позволит сэкономить 4,5-5 миллиардов рублей. Одновременно производитель будет наращивать долю на российском рынке до 15%, в том числе за счет новых «Газели Некст», «Вектора Некст» и «Урала Некст». Увеличение модельного ряда стало одним из приоритетных направлений развития группы в период кризиса. «В 2016-17 годах мы расширим линейку наших продуктов, чтобы выйти в те сегменты, где раньше компания не была представлена», – заявил президент группы ГАЗ Вадим Сорокин.

Таким образом, государственная поддержка авторынка остается одним из главнейших факторов минимизации потерь отрасли и снижения темпов ее сокращения. В то же время российские автопроизводители, столкнувшиеся с низким уровнем загрузки мощностей, наравне с повышением собственной эффективности находят выход в расширении и улучшении качества модельного ряда, а также развитии экспортных поставок на рынки ближнего и дальнего зарубежья.


Евгений Еськов,
«АвтоБизнесРевю»

1 апреля 2016
  • Комментарии 0
  • Посещения 11351

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте