Пробуем продавать автомобили с пробегом по новым правилам
Проводить круглые столы по «острым» темам отечественного авторынка с журналистами ведущих автомобильных СМИ уже стало традицией российского офиса «Ягуар Ленд Ровер». Вот и у состоявшейся на днях встречи повестка дня была весьма злободневной
Новый Административный регламент МВД, вступивший в силу 15 октября, изменил порядок регистрации автомобилей. Это серьезно осложнило функционирование как раз той части вторичного авторынка, которую принято называть цивилизованной, то есть когда сделку сопровождает профессиональный оператор – например, автомобильный дилер. Вместе с менеджером направления «автомобили с пробегом» «Ягуар Ленд Ровер Россия» Дмитрием Астраханом мы попробовали разобраться, что к чему.
Итак, самая простая ситуация – когда продажа автомобиля осуществляется напрямую предыдущим владельцем – новому. В этом случае продавец и покупатель могут, заключив договор в простой письменной или устной форме, вместе прийти в отделение ГИБДД и внести изменения в регистрационные данные. Или новый владелец уполномочен сделать это самостоятельно, явившись в отделение ГИБДД в течение 10 суток после заключения сделки, написав заявление и предъявив договор купли-продажи. При этом за автомобилем остаются закреплены прежние номерные знаки. А транзитные номера выдаются теперь только если транспортное средство будет вывезено за пределы страны на постоянное пребывание или утилизировано.
А что, если новый хозяин не придет в ГИБДД в установленный срок? Тогда налоги и штрафы будут приходить прежнему владельцу. Чтобы этого не допустить, он может по истечении 10 суток после заключения договора и написать соответствующее заявление, по которому регистрационные документы и регистрационные знаки будут признаны недействительными и выставлены в розыск.
Пока вроде бы все гладко, но… а если в эту схему добавляется опосредующее звено – дилер, который, например, принял автомобиль в trade-in и собирается продать другому владельцу. Ведь автомобиль может продаваться месяцы. Так что же получается, дилер должен не позднее 10 суток с момента заключения сделки переоформить его на себя? Тогда появятся дополнительные издержки, такие, как затраты на сами регистрационные действия, покупка ОСАГО, уплата транспортного налога, а в перспективе – и налога на роскошь. Для дорогой и мощный машины эти издержки могут составить более 50 тысяч рублей. И всех их придется переложить на клиентов – первого и последующего владельцев?
Представители ГИБДД провели несколько встреч с автомобильным бизнес-сообществом и заверили, что все проще: если сделку сопровождает организация, основным видом деятельности которой является продажа автомобилей, то регистрировать машину на себя эта компания не должна. Но здесь все тоже не так просто. Вариант первый: дилер оговаривает с продавцом, что автомобиль до продажи будет числиться за прежним владельцем. Тогда при последующей ее реализации покупатель просто переоформит машину на себя. Но согласится ли прежний владелец платить за свой автомобиль налоги в течение неопределенного времени, пока его «железный конь» продается? Вариант второй: предыдущий владелец пишет в ГИБДД заявление о прекращении регистрации транспортного средства. Затем будущий покупатель отправляется на автомобиле в ГИБДД и регистрирует его на себя по договору купли-продажи. Однако не совсем понятно, что может произойти, если по дороге в отдел машину остановит сотрудник полиции, ведь регистрационные знаки объявлены в розыск. И наконец, традиционная проблема: как новый механизм будет работать на местах?
Так или иначе, новые правила уже вступили в законную силу. По словам Дмитрия Астрахана, каждый из дилеров марки 15 октября позвонил в представительство, причем не единожды. Вопрос был один: как теперь вести бизнес? Похоже, в ГИБДД уже принято решение разделить тех, для кого автомобиль – средство передвижения, и тех, для кого это – товар. Осталось решить вопрос, как это сделать. По крайней мере с официальными дилерами вопросов возникнуть не должно, ведь их списки всегда можно получить в представительствах автомобильных брендов.
С комментариями Госавтоинспекции по теме можно ознакомиться в нашей новостной заметке
Павел Носов,
«АвтоБизнесРевю»
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте