Недобросовестная конкуренция или затянувшийся контроль качества?

При поддержке РОАД в Москве состоялась пресс-конференция «Shacman. Вчера. Сегодня. Завтра?», посвященная проблеме приостановки продаж китайской коммерческой техники. Представители компании «Шакман Моторс» и рабочей группы дилеров поделились тем, как развивалась ситуация, инициированная Росстандартом


Процесс проверки грузовиков Shacman берет начало 31 мая 2023 года, когда Росстандарт выявил несоответствия продукции требованиям ТР ТС 018/2011. В июне того же года компания «Шакман Моторс» приступила к изучению указанных нарушений и запросила у завода-изготовителя соответствующую информацию для экспертизы. В течение 2023-2024 годов стороны вели активную переписку. В феврале 2025 года Росстандарт приостановил действие ОТТС, выданного на грузовики Shacman типа SX3258. На этом основании компания «Электронный паспорт» аннулировала электронные ПТС на 2 171 машину.

Но зачем Росстандарту потребовалась проверка соответствия китайских грузовиков техрегламенту? Поводом послужило решение руководителя челябинской фирмы «Спецавтострой» по своей инициативе пригнать собственный самосвал Shacman на Дмитровский автополигон для экспертизы. Стоимость таких испытаний составляет около полумиллиона рублей. Затем самосвал перевезли обратно в Челябинск и потом снова вернули в Дмитров. Владелец был недоволен креплением бруса безопасности, гулом в кабине, качеством тормозов, работой устройства вызова экстренных служб. И экспертиза подтвердила опасения собственника.

В рамках пресс-конференции представители СМИ обратили внимание на такую странность: владелец самосвала потратил 10% стоимости ТС на экспертизу и доставку до полигона. На вопрос из зала о стоимости экспертизы при обращении челябинского собственника к дилеру, представители «Шакман Моторс» заверили, что устранение нарушений было бы проведено бесплатно. Если бы стало понятно, что это массовая недоработка, то бренд провел бы отзывную кампанию, вовлекая всю сеть.

Общие убытки дилеров Shacman из-за приостановки действия ОТТС составляют около 20 миллиардов рублей. Если производить реэкспорт, то возврат в виде таможенных платежей достигает порядка 7 миллиардов рублей. Также примерно 4,5 миллиарда рублей составит утильсбор и 3 миллиарда дилеры потеряют в виде НДС.

Примечательно, что эта проверка совпала с периодом, когда Shacman укрепил продажи в сегменте тяжелой техники. По мнению спикеров, ограничительные меры в отношении бренда создали негативный прецедент для всей отрасли, ослабляя конкуренцию и ухудшая условия для российских перевозчиков. Чтобы нормализовать ситуацию, организаторы пресс-конференции предлагает создать рабочую группу из числа представителей Росстандарта и независимых наблюдателей.

Компания «Шакман Моторс» также объявила о планах по локализации производства коммерческой техники на территории России совместно с китайским заводом Shaanxi Heavy Duty. Тем самым производитель заявляет о своих намерениях долгосрочно сотрудничать с российским бизнесом и потребителем. Это значит, что необходимость поддержки бренда и дилеров, инвестировавших в этот проект, более чем обоснована.


Анастасия Калинина,
АвтоБизнесРевю

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте