Клуб «Автобосс»: Защитить свои права
Ведущие юристы страны, сделавшие своей специализацией защиту интересов импортеров и дилеров автомобилей, собрались на VI съезде под эгидой клуба «Автобосс». Как всегда, на повестке дня были острые вопросы текущей практики, обсуждение подходов к их решению и обмен опытом
Что такое дилер?
Представитель одного из крупных импортеров предложил разобрать фундаментальную проблему: определить, что собой представляет дилер. Сложность правового положения дилера в том, что ни один закон не дает четкого определения этого понятия. Гражданский кодекс позволяет заключать договоры как предусмотренные, так и не предусмотренные его положениями, а также договоры смешанных типов. На практике дилерский договор представляет собой смесь договора поставки или купли-продажи и договора оказания услуг, при этом он также регламентирует массу дополнительных отношений. Отличие положения дилеров в России от Европы и США в том, что в случае судебных разбирательств у нас ч.1 ст. 48 ГК устанавливает имущественную независимость участников процесса, а ч.3 ст. 40 ГПК – их самостоятельность. Таким образом, привлеченные соответчиками по одному делу дилер и импортер остаются самостоятельными, и требования истца к ним должны разделяться.
Тонкий вопрос – возможные причины расторжения дилерского договора. Среди них – финансовая несостоятельность дилера, грубые и неоднократные нарушения условий дилерского договора, отсутствие своевременного оповещения импортера об изменениях в составе собственников дилера. Однако в практике был случай, когда дилер в суде защитил свое право работать с конкурирующей маркой. Вывод: судиться с импортером можно, хотя не исключено, что последний будет применять свои рычаги воздействия, такие как ограничение квот или поставка «сложных» моделей.
Сложный регион
Юрист дилерского холдинга из Санкт-Петербурга познакомил участников съезда с судебной практикой этого не самого благоприятного для авторитейлеров региона. По мнению эксперта, одна из проблем – в отсутствии единообразия судебной практики: районные суды по-разному рассматривают одинаковые дела. Среди дел «автомобильного» профиля 80% – это споры о том, является ли случай поломки гарантийным, 10% – о качестве выполненного ремонта и еще 10% – все прочие основания, например, просрочка поставки и непредоставление информации. При этом в Санкт-Петербурге и Ленобласти 60-66% исков автомобилистов к дилерам в первой инстанции удовлетворяются. Среди обжалованных решений этот показатель снижается до 30-35%.
Также эксперт выделил несколько сложных категорий. Первая из них – иски, связанные с существенностью недостатка. Само понятие носит оценочный характер, то есть всегда остается на усмотрение суда. Суд часто ставит этот вопрос перед экспертами-техниками, а те дают заключение и почему-то ориентируются на барьер в 10%, говоря о технической сложности ремонта. Бороться здесь можно только одним способом – обжаловать экспертизы.
Вторая категория – иски, в рамках которых проведение технических экспертиз действительно необходимо. Рынок квалифицированных экспертов очень узок, большинство из них училось еще в СССР. Если эксперт занимает ангажированную позицию, явно защищая клиента, то бывает полезно оспорить его квалификацию. Со стороны дилера на экспертизу всегда направляются два опытных инженера: один участвует в осмотре автомобиля, а другой фиксирует на фото ошибки самого эксперта. Часто эксперт нарушает технологию демонтажа деталей, разбирая поврежденный автомобиль или принимая документы вне суда.
Особый случай – иски с участием обществ защиты прав потребителей. Эти дела характеризуются отличной юридической подготовкой истца, его нацеленностью на затягивание процесса и отсутствием интереса к диалогу. Это делается для того, чтобы дополнительно взыскать с ответчика неустойку. В практике эксперта был случай, когда дилер прямо озвучил свою позицию в суде: если истец не пойдет на мировую, то ответчик внесет деньги – сумму иска – на депозит нотариусу. Этот аргумент сделал позицию потребителя более конструктивной.
Драгоценные сведения
Доклад одного из спикеров был посвящен особой категории дел, сегодня еще достаточно редких: это иски о предоставлении информации. Тем не менее вопросы о перечне и способах доведения необходимых сведений не должен ускользать из внимания. Суды исходят из презумпции о том, что потребитель не обладает специальными познаниями, и требуют предоставлять ему информацию о недостатках товара в письменной форме.
Достаточно частая ситуация: в ПТС VIN автомобиля указан неверно. Если потребитель обратился в суд, то дилер должен доказывать, что ПТС – это документ, а документы относятся к принадлежностям. Принадлежности ненадлежащего качества подлежат замене, то есть дилер должен выдать другой, корректный ПТС – только и всего!
Другой, на первый взгляд, абсурдный, но при этом характерный случай: клиент форсировал на автомобиле водную преграду, вследствие чего двигатель получил гидроудар. Потребитель доказывал, что он не делал ничего запрещенного инструкцией по эксплуатации. В описанном случае дилеру удалось найти свидетеля, который рассказал, что истец ездил на своей машине по руслу реки, что и стало причиной поломки, и суд отказал в удовлетворении иска. Паводки и дожди – другая возможная причина гидроудара – следует приравнивать к чрезвычайным ситуациям, то есть непреодолимой силе.
Еще одна возможная причина исков: покупатели приобретают автомобиль с кожаным салоном, а когда выясняют, что речь идет об искусственной коже, пытаются вернуть автомобиль через суд. Часто они апеллируют к определению слова «кожа» в словарях. Обращайте внимание на год издания словаря: если это издание
70–80-х годов, то тогда и не было качественных кожзаменителей. Современные же словари позволяют называть кожей в том числе и искусственные материалы.
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте