Налоговый ликбез

Пока отдел продаж занимается выдачей новых автомобилей, а слесарный участок – техническим обслуживанием, бухгалтерия дилеров исправно платит налоги и старается обезопасить руководство от налоговых проверок. Участники клуба «Автобосс» обсудили особенности современного налогового законодательства


В июне-июле вступило в силу множество поправок в Налоговый кодекс России, которые благоприятно (а возможно, и нет) скажутся на работе бухгалтерии дилеров. В нововведениях помогла разобраться Елена Ордынская, советник государственной гражданской службы РФ третьего класса. Новые декларации и расчеты теперь начнут действовать не раньше, чем через два месяца после публикации. А поправки в правила оформления счетов-фактур, книг продаж и покупок вступают в силу с начала нового налогового периода и не раньше чем через месяц после публикации. Теперь налоговики не смогут менять бланки деклараций и формы документов в разгар отчетности. Еще одно положительное изменение связано с тем, что бумажные документы уже можно сдавать в виде пронумерованной и заверенной подшивки, а не по отдельности. Документы можно предоставить также в виде отсканированного файла по электронной почте. Кроме того, увеличился период для возражения по дополнительным мероприятиям проверки – 10 рабочих дней со дня подачи заявления вместо двух. Но зато у инспекторов появилось право на ревизиях запрашивать пояснения о льготах. Их необходимо предоставить в течение пяти рабочих дней. Апелляционную жалобу на решение налоговиков по проверке компании теперь могут отправить в Интернете. Инспекция, на которую пожаловалась организация, сможет сама устранить нарушение. Тогда вышестоящий налоговый орган не будет разбирать жалобу. Еще одна особенность – компания может присутствовать при рассмотрении жалобы вышестоящим налоговым органом. Но рассмотрена такая апелляция будет только в случае, если в ней обозначено, какие акты или действия инспекции нарушают права компании. У проверяемых лиц появилась возможность знакомиться с материалами ревизий, делать из них выписки или снимать копии. Налоговики борются за то, чтобы дилеры общались с ними через электронную почту. Появился точный период, в течение которого надо обеспечить электронную связь с инспекцией – 10 рабочих дней. Если этого не сделать, то налоговики вправе заблокировать расчетный счет компании. Также инспекторы больше не принимают пояснения по камеральной проверке по НДС в бумажном виде. За непредставление информации налоговики вправе оштрафовать на сумму 5 тысяч рублей, а за повторное нарушение в течение года – на 20 тысяч.

Бухгалтеры на проверке также могут столкнуться с тем, что инспекторы решат оштрафовать компанию за неуплату НДФЛ с суммы компенсации клиенту при расторжении договора купли-продажи автомобиля. Советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Игорь Шиков рассказал о налоговых последствиях таких случаев.

Многие дилеры сталкиваются с ситуацией, когда покупатель предъявляет претензии качеству приобретенного автомобиля и заявляет требование об отказе от договора купли-продажи и возврате уплаченной суммы. Подобные споры могут заканчиваться на разных этапах: добровольное исполнение требования в досудебном порядке, исполнение соглашения об отступном, принудительное исполнение по решению суда и, наконец, исполнение мирового соглашения, утвержденного судом. В каждом случае потребитель получает уплаченную ранее цену за автомобиль (п.1 ст.18 Закона «О защите прав потребителей»), но дополнительно вправе потребовать компенсацию, которая складывается из разницы до актуальной цены автомобиля (п.4 ст.24 ЗЗПП), неустойки (п.1 ст.23 ЗЗПП), убытков (сверх неустойки, п.2 ст.13 ЗЗПП), а при удовлетворения требования в судебном порядке – еще и возмещение морального вреда плюс штраф. Но действия продавца в каждой ситуации будут разными. Компания может удовлетворить требование в добровольном порядке, либо договориться о сумме отступного. Также стороны могут решить спор в суде путем заключения мирового соглашения. В самом неблагоприятном случае дилеру придется платить по исполнительному листу. В любом случае у покупателя возникают налоговые последствия. И дилер должен исчислить, удержать и уплатить налог на доходы физических лиц (13%). Но, во-первых, во избежание споров с потребителем следует указать на это при ответе на требование потребителя. А во-вторых, не все суммы облагаются НДФЛ. Поэтому для «прозрачности» расчетов рекомендуется разбивать общую сумму выплаты на отдельные позиции (разница в цене плюс неустойка плюс убытки). Например, надо ли облагать налогом возмещение разницы до актуальной цены автомобиля – это спорный момент. Неустойка считается доходом покупателя, а значит, с нее надо удержать 13%. Убытки же – это не доход, если они при этом документально подтверждены и реальны.

При выплате отступных нужно определить характер выплачиваемой суммы – включает ли она возмещение убытков, неустойку или возмещение в разнице цены. При обращении в суд покупатель, помимо вышеназванных компенсации, неустойки и убытков, вправе потребовать еще компенсацию морального вреда (ст.15 ЗЗПП) и штраф в размере 50% от всей суммы требования за отказ добровольно удовлетворить требование (п.6 ст.13 ЗЗПП). В этой ситуации компенсация морального вреда не будет доходом, в отличие от штрафа, с суммы которого надо заплатить НДФЛ. В случае оплаты по исполнительному листу у дилера возникают сложности. По налоговому кодексу он обязан удержать налог, но тогда это повлечет неисполнение решения суда. Поэтому дилер должен направить уведомление (2-НДФЛ) в налоговую инспекцию по месту жительства потребителя, в котором следует отразить только те суммы из состава общей выплаты, которые образуют доход. Для точного расчета нужно, чтобы состав присужденной выплаты был виден из судебного акта.

Аналогичная ситуация возникает при исполнении мирового соглашения, утвержденного судом. Удержание налога привело бы к невыполнению условий соглашения. Поэтому дилер в таких обстоятельствах обязан выплатить сумму полностью и направить уведомление о доходе в налоговый орган по месту жительства потребителя.


Татьяна Яненко,
«АвтоБизнесРевю»

5 июля 2016
  • Комментарии 0
  • Посещения 4831

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте