За шесть дней до обвала: о чем говорили участники итогового клуба «Автобосс»?

Начиная с января российский автобизнес отчаянно противостоял выпавшим на его долю испытаниям – от роста цен и падения спроса до риска полного эмбарго на импорт автомобилей в страну. Но завершились американские горки 2014 года беспощадным обвалом рубля. Он в одночасье перечеркнул все прогнозы и планы, которые были оглашены на итоговой встрече клуба «Автобосс», состоявшейся накануне валютного хаоса, но сделал еще актуальнее полезные советы от тех, кто пережил не один кризис


Статистика, собранная журналом «АвтоБизнесРевю», свидетельствует о том, что по итогам 2014 года в сетях брендов среднего ценового и премиального сегментов закрылось более 150 дилерских центров. Тенденция нарастающая: в 2013 году прекратили работу 130 салонов, годом ранее – 116 [Показатели без учета китайских и российских марок. – Прим. ред.]. Однако говорить о каком-либо бедствии нет повода: во-первых, большинство из этих предприятий продолжают функционировать – либо в активе нового собственника, либо в сотрудничестве с иными марками; во-вторых, за год открылось даже больше – 160 новых центров. Дилерские сети по-прежнему росли несмотря на снижение продаж. Но будет ли такой же тенденция в 2015 году? Видимо, уже нет, а количество сделок и банкротств в автобизнесе возрастет.

Глава российского офиса ASE Дарья Волкова продемонстрировала средние показатели эффективности, полученные на основе результатов порядка 600 дилерских центров. Более четверти автосалонов в настоящее время работают в убыток, причем за три квартала 2014 года доля достигла 28%, тогда как по итогам 2013 года составляла 25%. Но что любопытно: у компаний, которые демонстрируют наивысшую рентабельность, финансовое состояние стабильно (прибыль до налогообложения в сравнении с 2013 годом выросла с 5,6% до 5,7%), а вот аутсайдеры только теряют (показатель снизился с -2,2% до -3,2%). Таким образом, сильные становятся сильнее, а слабые лишь претендуют на выбывание из отрасли.

Показатели рентабельности российских дилеров

Дарья Волкова подчеркнула, что доля прибыли от продаж новых автомобилей в общей структуре дохода предприятий по-прежнему высока. Это говорит о том, что компаниям необходимо развивать все другие направления – реализации подержанных машин, сервисного обслуживания, финансовых услуг. Только так можно создать устойчивую модель бизнеса, не зависящую от колебаний рынка.


От инвестиций к дефолту

Проблема финансовой нестабильности авторитейла стала центральной темой выступления менеджеров Альфа-Банка – директора регионального центра корпоративно-инвестиционного блока Марата Гареева и вице-президента по долговым программам и управлению активами Евгения Погорельского. Эксперты признали: ситуация в автомобильной сфере ухудшается. Причем на глазах разворачиваются процессы, необратимо приводящие бизнес к банкротству. «Нынешняя ситуация гораздо сложнее, чем была в 2008 году, и последствия, по всей видимости, будут более серьезными», – отметил спикер.

С точки зрения Альфа-Банка, дилерская компания со здоровой экономикой должна иметь отношение долга к EBITDA не более трех, краткосрочных обязательств к EBITDA – не более двух и EBIT к процентам по кредитам – более двух. «Еще полгода назад такой дилер мог спокойно получить займ на хороших условиях. Но сейчас компанию даже с подобными показателями мы попросим предоставить обеспечение в виде недвижимости», – констатировал Марат Гареев.

Состояние авторитейла вызывает опасения, банкиры считают отрасль уязвимой и осторожно относятся к ее финансированию. Между тем в ней уже происходят банкроства. Разумеется, компании не в один миг оказываются в состоянии дефолта – процесс идет постепенно, но собственники осознают это, увы, уже на последних стадиях, когда сделать уже практически ничего невозможно. Сначала на фоне стагнации рынка у дилера растет соотношение долга и EBITDA, потом он пытается наладить результаты, открывая новые салоны и закрывая нерентабельные.

Проблемный дилер в восприятии банка

Все это время акционеры, как правило, отрицают наличие проблем, хотя банки видят ухудшение показателей и требуют дополнительного обеспечения, одновременно повышая ставки. В скором времени коэффициент долга/EBITDA достигает уже пяти, компания вынуждена закрывать центры, терять выручку и брать новые кредиты, а дальше она приходит к состоянию, когда денег хватает только на обслуживание долга. В этот момент банк уже не рассматривает клиента как действующий бизнес. И если реструктуризация долговой нагрузки невозможна, остаются только два варианта – поиск нового успешного оператора, способного вернуть автоцентр к жизни, либо реализация по отдельности каждого из активов пришедшего к дефолту дилера. «Как только вы понимаете, что сталкиваетесь со сложностями в обслуживании долга, сразу же бегите в банк и говорите о проблеме, потому что банк в текущей ситуации не враг вам», – подытожил Евгений Погорельский.


Исторический момент

Особое внимание аудитории было приковано к дискуссии представителей автоконцернов. Поделиться своим видением ситуации пришли менеджеры АвтоВАЗа, «Дженерал Моторс ДАТ СНГ», «Киа Моторс Рус», «Мазда Мотор Рус», «Шкода Ауто Россия». Никто из них не скрывал, что год предстоит очень сложный. Тем не менее по состоянию на 10 декабря большинство из них ожидало снижения рынка на уровне 10%. Самые смелые признавали, что ситуация непредсказуема и вполне возможно падение на четверть или на треть, ведь в любом случае отрасль зависима от импорта. Даже на российских сборочных предприятиях локализация в лучшем случае достигает 50%, а в среднем составляет 20-30%. Следовательно, изменение курса рубля неизбежно скажется на ценах, причем очень существенно.

Между тем дистрибьюторы отметили, что состояние авторынка будет в большой степени зависеть и от эффективности дилеров. «Сейчас мы наблюдаем исторический момент, – заявил один из участников дискуссии. – Кризис – это то время, когда собственники возвращаются в бизнес. Они прилетают с курортных островов, чтобы разобраться – куда же делась прибыль. И это хорошо, потому что компании начинают работать по-новому и повышать эффективность. Главное, чтобы акционеры сгоряча не наломали дров, как это было у некоторых дилеров в 2009 году, когда они и потеряли лучший персонал, и порушили систему бизнес-процессов».

В день проведения мероприятия еще никто не догадывался, насколько сильно в скором времени обвалится рубль. Но, как это ни парадоксально, именно 200 участников итогового «Автобосса» имели уникальный шанс, зная все заранее, сыграть на разразившейся панике. Выступавший на конференции биржевой аналитик Владимир Левченко однозначно сказал аудитории: курс доллара скоро достигнет 65-70 рублей. Правда, он отмечал, что произойдет это ближе к весне будущего года, но все случилось гораздо раньше. И хотя спекулятивный скачок спустя неделю уже нивелирован, для авторынка он сработал как стоп-кран, и некоторые бренды, как и дилеры, до сих пор не могут полностью отойти от шоковой терапии.


Сергей Баранов,
«АвтоБизнесРевю»


Видеозаписи выступлений вы можете посмотреть по следующим ссылкам:

Дарья Волкова, ASE
Сергей Баранов, «АвтоБизнесРевю»
Марат Гареев и Евгений Погорельский, Альфа-Банк
Татьяна Григорьева, «Автокадр»
Евгений Горянский, EGCoach
Александр Бычков, KPMG
Максим Чумаков, «Автомир»
Владимир Левченко, биржевой аналитик

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте