Автокредиты погашаются быстрее, чем хотят банкиры

Популярные среди граждан льготные автокредиты оказались невыгодны для банкиров. Они жалуются, что часть кредитов гасятся почти сразу — фактически, клиенты берут их просто чтобы воспользоваться предусмотренными в рамках программ скидками к цене машины. Банки просят курирующий эти программы Минпромторг изменить их условия. Чиновники идут на диалог, но эксперты отмечают, что программы призваны поддерживать население и автоконцерны, а не банки.


О том, что почти 10% кредитов, оформляемых в 2017 году по льготным программам кредитования «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль», погашаются заемщиками в течение первых трех-четырех недель, рассказали «Ъ» банкиры в неофициальных беседах. Этот вопрос, по словам представителя российского банка, входящего в двадцатку крупнейших, активно обсуждался на прошедшем на днях совещании у заместителя главы Минпромторга Александра Морозова с участием банков. «Данные программы были разработаны как адресная поддержка людей, которые не могут купить машину без подобных льгот, — поясняет собеседник «Ъ» из другого крупного банка. — Сейчас же каждый десятый кредит берется людьми, желающими просто получить скидку по данным программам». По его словам, для банков это достаточно критичный вопрос, поскольку по таким кредитам они недополучают прибыль, и Минпромторг готов обсудить и поддержать любые предложения от участников рынка по корректировке программ для минимизации досрочно закрытых договоров кредитования. В Минпромторге на запрос «Ъ» сообщили, что адресные социальные меры поддержки отрасли рассчитаны прежде всего на привлечение новых покупателей, не имеющих возможности приобрести новый автомобиль без поддержки со стороны государства.

Впрочем, условия госпрограмм не ограничивают заемщиков в сроках кредитования, и, закрывая кредит досрочно, заемщик ничего не нарушает. В официальных комментариях банки проблему не признают. В ВТБ сообщили, что по итогам 2017 года каждый четвертый автокредит банка выдавался по данным программам. «Уровень погашения действительно несколько выше по сравнению со стандартными программами, — отмечает руководитель департамента автобизнеса ВТБ Алексей Токарев. — Но вполне нормальный, если сравнивать с программами, реализуемыми совместно с автопроизводителями и предполагающими скидку на автомобиль по кредитной программе». Вместе с тем, как отмечает ведущий аналитик рейтингового агентства «Эксперт РА» Иван Уклеин, «изначально предполагалось, что бенефициаром данной программы будет бюджет, а не банковская система, так как субсидия на среднесрочном периоде должна окупиться за счет акцизов, налога на авто и т.п.».

В Минпромторге пояснили, что специально не ограничивали сроки погашения кредитов, позволяя клиентам самостоятельно планировать свои расходы на покупку автомобилей. «Применяемые банками современные технологии управления рисками позволяют идентифицировать добросовестных покупателей и избегать мошеннических схем при продаже новых автомобилей», — отметили в пресс-службе министерства.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №241 от 26.12.2017

Авторы: Светлана Самусева, Мария Сарычева

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

26 Декабря 2017
  • Комментарии 0
  • Посещений 467

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте