Каско с защитой автобизнеса
Автомобильный рынок России продолжает трансформироваться, и его игроки цепляются за любую возможность заработать на услугах, связанных с продажами автомобилей. Весомый вклад в доходы авторитейлера вносит финансовое направление, в частности услуги страхования. В своей авторской колонке Евгений Горянский знакомит с наработками нынешнего года в направлении F & I ведущих дилеров России, чтобы и вы могли укрепить защиту финансового благополучия вашей компании за счет хороших показателей проникновения в продажи и продления страховых продуктов
Согласитесь, полезно знать, каковы показатели ведущих игроков авторитейла в тех или иных направлениях бизнеса, чтобы понимать, каково положение вашей компании на рынке и как улучшить свой результат. Вместе с руководителями финансового направления
автомобильных холдингов – лидеров российского рынка – рассмотрим, каковы результаты их компаний по проникновению каско в продажи новых автомобилей и продлению полисов и оказывает ли существенное влияние на реализацию финансовых услуг новый тренд автобизнеса – параллельный импорт?
Дилеры, поделившиеся с нами деталями своей работы, отмечают, что в их компаниях проникновение каско в продажи новых машин в настоящее время – на уровне 80-90%. Так, в автоцентрах ГК «Ключавто» показатель стабильно составляет в среднем 80%.
«Разницы в уровне проникновения каско в продажи «дилерских» машин и моделей, ввезенных по параллельному импорту, нет. Проблем со страхованием или тарификацией последних не возникает. Страховые компании научились проявлять гибкость в формировании тарифов для защиты машин разных категорий», – говорит руководитель отдела продаж финансовых услуг дивизиона «Краснодар» ГК «Ключавто» Али Баржави.
«Рольф» также не наблюдает сколько-нибудь сильного влияния канала поставки нового автомобиля в дилерский центр на результаты по его страхованию.
«Уровень проникновения каско по обеим категориям новых машин в нашей компании сохраняется на отметке 87%. Стабильно этот показатель в “Рольфе” остается в пределах 85-90%», – делится результатами директор департамента финансовых услуг компании «Рольф» Ольга Бойко.
«С января по апрель 2023 года в ГК “Автомир” в среднем уровень проникновения каско в продажи новых машин был 88%. Целевой показатель по компании – 90%, так что нам есть куда расти», – добавляет руководитель кредитно-страхового отдела дилерского центра «Автомир Крылатское» Леонид Ройзензон.
Проникновение каско у ведущих игроков рынка поддерживается на высоком уровне. Так и подмывает предположить, что дилеры, вероятно, «зашивают» полис в «обязательные» условия приобретения нового автомобиля, и у клиента не остается выбора. Однако это не так. Потерять клиента, приведенного в подразделение F&I из отдела продаж автомобилей при ультимативной постановке вопроса о приобретении полиса в нынешних условиях уже не получится. Приходится снова и снова настраивать процессы и укреплять взаимодействие между отделами дилерского центра с акцентом на аргументированные, понятные и прозрачные процессы продаж страховых продуктов.
«Эффективные продажи полисов каско достигаются за счет своевременной проработки каждого клиента, в том числе приобретающего машину без оформления кредита, подбора индивидуальных условий, которые удовлетворяют запросам покупателя, взаимодействия с отделом продаж автомобилей», – подтверждает Али Баржави.
По словам Ольги Бойко, в достижении результата помогают 100%-ный трафик от отдела продаж автомобилей, индивидуальное предложение для клиента от топовых страховых компаний – например, во II квартале в рамках программы «Рольф Финанс» для клиентов действует скидка 20% на каско, – а также быстрое урегулирование страховых случаев через дилера и высокий уровень сервиса.
Леонид Ройзензон приводит свой список условий эффективных продаж полисов каско:
– грамотно выстроенный тандем в работе отделов продаж новых автомобилей и F&I;
– уровень проникновения каско напрямую влияет на результаты работы отдела продаж;
– высокая доля продаж автомобилей в кредит. С января по апрель 2023 года в ГК «Автомир» кредитные продажи новых автомобилей составили более 75%;
– профессионализм сотрудников отдела F&I, которые готовы подобрать лучшую программу страхования для клиента.
Ясно, что перечисленные выше условия, с одной стороны, являются очевидными, с другой же стороны, должны неукоснительно соблюдаться, что требует поддержания компанией собственной «бизнес-формы». При этом сноровка требуется не только в продаже первого полиса, но и в его продлении.
Учитывая, что клиентская база дилеров в текущих условиях размывается, именно пролонгация страховых продуктов стала одним из способов поддерживать контакт с клиентами.
На результаты в пролонгации каско оказывают влияние как сотрудники финансового отдела дилерского центра, так и непосредственно специалисты подразделений продаж автомобилей и сервиса, которые осуществляют непосредственное взаимодействие с клиентом. Чей вклад больше?
Леонид Ройзензон считает, что в условиях высокой конкуренции на рынке автострахования и сложностей в поставках деталей профессиональная работа отдела пролонгации является решающим фактором успеха. Но участие в процессе изначально закрепленных за автовладельцами сотрудников – также сильное звено цепочки продаж, так как они – лицо компании. На первом этапе именно они формируют положительное впечатление от приобретения автомобиля.
«Это способствует сохранению клиента в рамках жизненного цикла. Если покупка машины с учетом всех связанных с этим процессов (кредитование, страхование, trade-in и т.д.) прошла для клиента в атмосфере праздника, то вероятность, что через год он приедет именно к нам за продлением полисов страхования, в разы выше», – уверен Леонид Ройзензон.
Ольга Бойко и Али Баржави также подчеркивают, что успех в пролонгации услуг страхования зависит от комплексной работы отделов продаж и F&I дилерского центра.
Постоянным читателям моих авторских колонок предлагаю снова взять в руки карандаш и проверить готовность вашего отдела F&I сохранить и увеличить уровень проникновения каско в продажи новых автомобилей и долю пролонгации страховых продуктов.
Ниже приведены рекомендации по улучшению работы подразделения дилерского центра на основании моего общения со специалистами отделов страхования и проведенных консалтинговых проектов, в рамках которых у дилеров получалось достигать хороших показателей и удерживать их значения в течение продолжительного времени. Причем в этот раз я представлю план действий в виде не только советов (что делать?), но и подкреплю его ожидаемым эффектом, зафиксированным на практике. Замечу также, что эта подборка действий в совокупности с применением на практике – скорее редкость, чем сложившаяся практика отделов страхования. Но идеальные условия на то и идеальные, чтобы к ним стремиться. Итак.
1. Представляя клиенту специалиста отдела страхования и кредитования, сотрудник подразделения новых автомобилей может «продать» экспертизу коллеги, назвав опыт работы и особенности подхода: «Сейчас я познакомлю вас с одним из самых опытных специалистов нашего отдела страхования. В данном направлении он уже более пяти лет. Он точно подберет вам самый оптимальный вариант».
Ожидаемый эффект: высокий показатель конверсии в продажи страховых продуктов, доверие клиента к предоставляемой сотрудником информации.
2. Подробная передача сотруднику отдела страхования информации о клиенте, его образе жизни, предпочтениях, выявленных на этапах общения с покупателем автомобиля.
Ожидаемый эффект: более точный подбор продукта под нужды и образ жизни клиента, более четкая аргументация, адаптированная под автовладельца, уменьшение количества получаемых возражений со стороны клиента. Например: «Сергей, учитывая, что вы часто оставляете автомобиль во дворе, уезжая в командировку, предлагаю рассмотреть полис каско… В нем наиболее выгодные условия страхования автомобиля именно от угона».
3. Организовать проведение тренингов для сотрудников отдела страхования по продажам. Понятно, что каждый специалист проходит тренинги по продуктам. Но в данном случае речь именно об обучении продажам современного формата, в рамках которых отрабатывается навык с учетом уже имеющихся знаний сотрудников о страховых продуктах.
Ожидаемый эффект: более аргументированное предложение продукта не только через презентацию, но и формирование потребностей, что однозначно улучшит результат конкретного сотрудника. Пункт подходит и для удержания/увеличения доли пролонгации страховок.
4. Составить альманах отработки возражений и сомнений. Актуализировать его новыми возражениями клиентов не реже одного раза в три-четыре месяца.
Ожидаемый эффект: более уверенная отработка сомнений и возражений клиентов, уменьшение количества отказов от полисов.
5. Во время подготовки к визитам клиентов на сервис тщательно проверять каждый записанный автомобиль по сроку действия полиса.
Ожидаемый эффект: увеличение доли пролонгаций и продажи новых полисов клиентам сервиса, купившим автомобили у других дилеров.
6. Обеспечить возможность использования баллов/бонусов программы лояльности дилерского предприятия с ограниченным сроком действия при продлении полисов.
Ожидаемый эффект: практика подтверждает, что такой механизм влияет на увеличение доли пролонгаций при условии своевременного информирования по коммуникационным каналам дилера.
7. Усилить взаимодействие с отделами продаж автомобилей с пробегом по маркетинговым акциям. Например, каско в подарок при условии, что он входит в состав кумулятивной маржи дилера.
Ожидаемый эффект: Доля проникновения каско в продажи автомобилей с пробегом.
8. Каждому клиенту, купившему полис каско, предложить сразу согласовать дату напоминания о пролонгации полиса, проставив ее вручную в программу дилера.
Ожидаемый эффект: большая доля дозвонов до клиентов, впоследствии влияющая на «процент» пролонгированных полисов.
9. В коммуникациях с клиентами вести рубрику «Полезные советы от страховщика».
Ожидаемый эффект: Информирование клиентов о новых страховых продуктах, проявление интереса к услугам.
10. Запустить конкурсы для сотрудников отделов сервиса и МКЦ на продажу большего количества страховок через «подвод» к специалистам подразделения F&I.
Ожидаемый эффект: Увеличение продаж полисов и доли их продления.
На основании представленных рекомендаций составьте свой план действий по увеличению продаж услуг страхования и продлению полисов. И помните, что, даже когда клиент отказывает вам в приобретении страховки, он, скорее всего, все равно ее приобретет. Только вопрос: у кого? Каско в наше время – точно не роскошь, а потребность автовладельца защитить себя от серьезных финансовых рисков. Желаю вам успешных продаж, довольных клиентов и удовольствия от работы в автоиндустрии!
Материал был опубликован в журнале «АвтоБизнесРевю»
№6 за 2023 год.
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте