GM уходит экономно

В начале 2014 г. участники съезда Китайской ассоциации автомобильных дилеров (CADA) после рассказов о том, как они рады работать на крупнейшем рынке мира, где в год продается 18 млн легковых автомобилей, устроили закрытую сессию. На ней они спросили приглашенных коллег из западных ассоциаций: вы тоже все время работаете в минус? Оказалось, что китайские бизнесмены по требованию автоконцернов берут на реализацию такой объем машин, какой могут продать, только отчаянно демпингуя, предлагая скидку до 20%, поэтому по меньшей мере половина предприятий едва держится на плаву. Совет был один: не брать больше, чем нужно, вспоминает участник той встречи. Ровно через год CADA объявила: BMW согласилась выплатить своим китайским дилерам $820 млн компенсации за неудачное планирование продаж, с другими концернами идут переговоры на этот счет.

В России дилерам о такой сговорчивости производителей остается только мечтать, сокрушается вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), член совета директоров «Блок Роско» Олег Мосеев. Как показывает пример General Motors (GM), даже при неожиданном уходе автомобильных брендов из России ее торговым партнерам не приходится рассчитывать на щедрые компенсации.

Дорогое прощание

GM в марте 2015 г. объявила о реструктуризации бизнеса в России, предусматривающей закрытие к осени 2015 г. российских производств (завод в Санкт-Петербурге, совместные проекты с калининградским «Автотором» и группой ГАЗ) и прекращение продаж в стране с начала 2016 г. автомобилей Opel и массовых моделей Chevrolet. На реструктуризацию GM пообещала потратить около $600 млн, из которых треть – в неденежной форме.

Для российских дилеров американской корпорации эта новость стала неожиданностью: еще осенью на Московском автосалоне руководители брендов рассказывали, как для них важен российский рынок, и представляли новые модели. Спустя полгода сотрудники завода GM в Санкт-Петербурге уволены с выплатой семи окладов, компенсация партнеру по сборке – группе «Автотор» выплачена. Но большинство дилеров пока не получили от GM ответа о размере компенсации. А те, кто получил, очень разочарованы.

Дело в том, что GM, ссылаясь на данные о средней окупаемости дилерского салона в России, предложила рассчитывать компенсации с учетом 20%-ной годовой амортизации, рассказали «Ведомостям» несколько дилеров марки и подтвердили в РОАД. Остальным GM обещала заплатить только за проведенный год назад ребрендинг – смену вывески и других «брендированных» элементов. Исходя из этой концепции 85% дилерских центров GM претендовать на существенную компенсацию не должны: по данным «АвтоБизнесРевю» и аналитического центра «Рольфа», только 24 из 160 предприятий, работавших в стране на начало 2015 г., моложе пяти лет.


В дайджесте размещен материал, опубликованный в газете «Ведомости» №3911 от 07.09.2015

Авторы: Полина Гриценко, Владимир Штанов, Елена Виноградова

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

7 сентября 2015
  • Комментарии 0
  • Посещений 6059

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте