«Во главе угла – технезависимость автопрома»

У российских властей нет цели закрыть авторынок для иностранных производителей — нужно обеспечить в нашей стране производство современных легковых автомобилей, защищенное от влияния любых внешних факторов, говорит первый вице-премьер России Денис Мантуров. В интервью «РИА Новости» он рассказал, почему было принято решение изменить правила утильсбора на автомобили, какими мерами государство поддерживает отечественных автопроизводителей, как зарубежные концерны увеличивают локализацию и почему возврат к «отверточной» сборке иномарок на российских заводах уже невозможен.


Денис Валентинович, новые правила взимания утилизационного сбора на автомобили вызвали много дискуссий. В результате предполагаемый срок их вступления в силу перенесли на декабрь, но концептуально заявленные ранее Минпромторгом параметры не поменялись. Почему этот шаг все-таки важен?

Чтобы ответить на ваш вопрос, давайте вернемся немного назад, в 2022 год. В результате введенных против нашей страны санкций автопром стал одним из наиболее пострадавших направлений. В моменте даже не было компонентов, которые позволили бы обеспечить стабильную работу конвейеров. Пришлось нелегко: свыше десятка заводов, которые принадлежали иностранным компаниям, у нас просто встали. Не говоря уже о трудностях, с которыми столкнулся наш самый массовый производитель АвтоВАЗ после ухода Renault — ключевого партнера, максимально интегрированного во все процессы производства и менеджмента.

Сейчас уже можно обобщить, сколько за три года государство потратило на поддержку автопрома и какой это дало эффект?

Свою эффективность показал целый комплекс финансируемых бюджетом мер – субсидирование НИОКР, гранты на реинжиниринг, программы Фонда развития промышленности, программы поддержки спроса. С 2022 года только по программе ФРП «Автокомпоненты» профинансирован 91 проект на сумму порядка 111 миллиардов рублей, свыше 50 проектов НИОКР на сумму 11 миллиардов рублей, около 40 проектов по реинжинирингу на сумму почти два миллиарда рублей.

Результат — почти половина из 740 критических позиций, которые мы выделили для себя в 2022 году, уже закрыты отечественным производством. То есть примерно по 330 новым видам комплектующих и материалов появились собственные компетенции, технологическая база, действующие индустриальные проекты. Это, например, различные кузовные детали, элементы интерьера, антиблокировочные системы и системы курсовой устойчивости, новые модификации дизельных двигателей.

Фактически нам удалось возродить отрасль автокомпонентов и гарантировать стабильность их поставок нашим автопроизводителям. На льготное автокредитование и лизинг в период с 2022 года было выделено почти 140 миллиардов рублей — это позволило нам поддержать продажи почти 400 тысяч произведенных в России автомобилей на более выгодных для покупателей условиях. Только на эти ключевые меры, которые я перечислил, за последние три года из федерального бюджета мы направили свыше 260 миллиардов рублей. Большая часть (почти три четверти) как раз профинансирована за счет поступлений от утилизационного сбора.

Еще один из важных результатов — по статусу на сегодняшний день практически все ранее «брошенные» иностранцами площадки перезапущены, обеспечивают рабочие места. Автомобили, которые они выпускают, планомерно занимают освободившиеся с уходом западных брендов ниши. В общей сложности возобновлена полноценная работа 11 из 13 площадок, построенных под выпуск легковых автомобилей. Оставшиеся две должны быть запущены в следующем году. Например, в Калуге на бывшей площадке Volkswagen налажено производство автомобилей российского бренда Tenet по полному циклу, включая сварку и окраску, Sollers оперативно адаптировал освободившиеся мощности под продукцию собственного бренда.

Постепенно появляются предложения и в более высоком сегменте: это, например, локализация производства последовательных гибридов Voyah в Липецкой области, сборка кроссоверов Exeed в Подмосковье. Это тоже стало возможным за счет государственных мер поддержки, в том числе благодаря донастройке механизма утилизационного сбора.

Кроме того, переформатировали и работу бывшего завода General Motors в Санкт-Петербурге — он был оставлен еще в 2015 году, фактически переоборудовали эту площадку с нуля, а со следующего года там так же будет запущено производство автомобилей по полному циклу.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на интернет-портале Ria.ru 31 октября 2025 года.

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте