Тед Каннис: «Непросто будет до 2016 года»

Последние десять лет компания Ford гордо несла звание первой в России «народной» марки и одного из лидеров развивающегося авторынка. В этом году для нее настали черные времена – главная модель производителя Focus показала сильное падение, общие продажи марки за девять месяцев снизились на 42%. Но руководство компании не опускает руки, говорит РБК президент совместного предприятия Ford Sollers Тед Каннис. На ближайший год компания запланировала вывод на рынок шести новых моделей. Успех продаж будет зависеть от цен, на которые влияют ослабление рубля и программы утилизации.


Как некогда самая продаваемая иномарка – Ford Focus – показала самое сильное падение продаж в этом году?

Есть несколько причин. Отчасти это связано с общим снижением продаж в C-сегменте последние два-три года. Очевидно, что лучше растут продажи машин классом ниже и, конечно, кросcоверы.

Снижение продаж в C-классе настолько заметно?

В этом году это около 15%, в 2013‑м – 20%. Это сложно не заметить.

Но внутри C-сегмента продажи Focus падали быстрее...

Я назвал первую причину. Вторая – многие компоненты модели приходят из Европы. Нам пришлось поднимать цены, переложив на плечи покупателей часть потерь от колебаний курса рубля.

Как девальвация рубля отразится на финансовых показателях в текущем году и 2015-м?

Мы не раскрываем финансовый прогноз. Но могу сказать, что в 2011 году мы в своих прогнозах исходили из того, что стоимость евро не превысит 40 руб. Сегодня это не так.

Не получится, что следующий год станет периодом ценовых войн компаний, которые держат цену, с теми, кто вынужден менять ценники, из-за роста курса доллара и евро?

Ключевые игроки рынка чувствуют давление со стороны укрепляющихся доллара, евро и корейской воны, но цены сильно не меняются. В следующем году они должны будут скорректировать прайс-лист. Слабая японская иена поддержит японцев, это видно уже сегодня.

И что делать?

Повышать локализацию. Использовать местную сталь, местные комплектующие. Мы быстро ищем российских поставщиков, но рубль падает быстрее. Пока есть резервы локализации даже для Focus: раньше мы брали материалы, теперь все чаще готовые детали местного производства, например отделку салона. В следующем году мы запустим сборку двигателей в России.

Сколько продлится нестабильность на российском авторынке?

Сегодня мы считаем, что будет непросто в среднесрочной перспективе, до 2016 года. Это вызвано и колебаниями рубля, и снижением цен на нефть. Внешние факторы – геополитика и стагнация в ЕС – это тоже влияет на спрос на энергоносители из России. Можно говорить о кризисе на два года.

В долгосрочной перспективе мы верим, что вы можете стать рынком номер один в Европе. Нефть и газ всем пока нужны, у вас все еще мало машин на 1000 человек (если брать Польшу или Испанию).

Санкции влияют на вас?

Смотрите, как это работает. Санкции снижают приток иностранных инвестиций. Это давит на рубль. Ставки по кредитам растут. Все это будет сказываться на рынке еще два года. На моих операциях это никак не отразится, а вот кредит станет дороже для покупателя.

Стратегически можно говорить о нестабильности. В такой период сложно продавать товары длительного пользования, ведь покупатели проявляют осторожность. Долго взвешивают «за» и «против», ждут определенности в работе, семейных вопросов... Как только ясность появляется, продажи идут вверх, как это было в 2009 году.

Мы не меняем своих планов – запустить шесть новых моделей за 14 месяцев. На рынок уже вышел новый Transit, на подходе EcoSport. В следующем году – пуск завода двигателей.

Где тот горизонт, достигнув который компания пересмотрит планы в России? Как долго вы будете верить в рынок?

На каждом столе у нас стоит памятка. «Агрессивно перестраивайте бизнес, чтобы оставаться прибыльным и удовлетворять спрос» (читает). Так что все зависит от конкретной ситуации. Если рубль просядет – один рецепт, если падает объем продаж – другой. Нам приходится каждый месяц смотреть, что меняется, что нового, и корректировать стратегию.

Когда мы увидели снижение курса рубля, то резко скорректировали план производства. В первом квартале спрос был высокий (так всегда при падении национальной валюты) и мы учитывали это. Летом, вы видели, мы снизили план сборки. В сентябре у нас были продажи лучше конкурентов. Почему? Мы пересмотрели линейку предложения в пользу кроссоверов. Их хорошо покупают сейчас. Нам помогла программа trade-in – дилеры продали уже более 3000 автомобилей. Утилизация также помогает нам: половина продаж кроссовера Kuga идут этим путем.

Сдвигаются ли сроки окупаемости проектов в России?

Очевидно, что точка окупаемости, ожидаемый нами финансовый результат передвинуты на более поздние сроки. Точных цифр не дам. Причем меняются не затраты или цены для поставщиков, а объемы: чем они меньше, тем дольше сроки окупаемости.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на портале РБК 10 ноября 2014 года.

Автор: Роман Асанкин

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

10 ноября 2014
  • Комментарии 0
  • Посещений 2720

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте