Скидка за аккуратность

Российская компания Raxel Telematics помогает страховщикам находить водителей, которые редко попадают в аварии. Продажа устройств, отслеживающих вождение, и анализ данных принесли компании в 2015 году $1 млн выручки.


Каско в облаке

Когда в 2013 году менеджер «Росатома» Дмитрий Рудаш в очередной раз продлевал полис каско, он вспомнил, что за три года у него не было ни одной аварии, но сумма страховки не менялась. «Я ездил на машине примерно 5–6 тыс. км в год. Было бы неплохо платить меньше за страховку: ведь очевидно, что чем меньше и чем аккуратнее ты ездишь, тем ниже уровень риска», — вспоминает Дмитрий. Раньше он несколько лет работал в «Ренессанс страховании», занимался автоматизацией бизнес-процессов, и тема каско была ему близка.

Изучив вопрос, Рудаш узнал, что в США активно развивается usage-based insurance — страхование, которое основано на личном опыте водителей и учитывает не только зафиксированную аварийность и количество страховых случаев, но и степень опасности стиля вождения. Автомобилисты экономили на каско, страховщики сокращали выплаты по авариям за счет привлечения более надежных водителей и точной оценки рисков. Тогда в России эта ниша никем не была занята: при расчете стоимости ОСАГО безаварийное вождение учитывается всегда, а вот при расчете стоимости каско эта опция остается на усмотрение страховщика и используется редко.

Рудаш решил рискнуть — он уволился из «Росатома» и начал собственный бизнес. В команду он позвал своего однокурсника по физфаку МГУ Арсения Гусева, который занялся разработкой оборудования для сбора данных о стиле вождения, и выпускника мехмата МГУ Петра Халипова, который взял на себя создание аналитической IT-платформы. В середине 2013 года партнеры зарегистрировали «Раксел Телематикс». Вложив 300 тыс. руб. собственных средств, основатели Raxel Telematics взялись за разработку устройства, которое вставлялось бы в диагностический разъем автомобиля и собирало статистику о стиле вождения клиентов, чтобы на их основе спрогнозировать риск аварий. За образец взяли телематическое устройство американской компании Progressive. Вскоре после старта проект получил первого инвестора, им стал бизнес-ангел Максим Скрипилов, который получил 51% акций компании (сумма инвестиций не раскрывается).

Прибор отслеживает пробег, ускорения, резкое торможение, время движения, среднюю скорость и др. «Разработка оборудования была мучительной: готовый прототип мы сделали с третьего раза», — вспоминает Рудаш. Всю схемотехнику, программирование и разводку печатных плат основатели делали самостоятельно в России, а для производства первых партий договорились с заводом в китайском Шэньчжэне. «Это контрактное производство: они по нашим чертежам производят оборудование, делают пайку компонентов, потом заготовка приезжает в Россию, где загружается программное обеспечение и происходит дальнейшая сборка и контроль качества», — говорит Рудаш. Себестоимость производства он не раскрывает, но, по оценке основателя израильско-американского телематического стартапа Driveway Игоря Кацмана, она может составлять $20–50 в зависимости от конфигурации. «Качество китайских девайсов невысокое. Поэтому серьезные страховые компании не любят работать с подобными устройствами китайского производства», — отмечает Кацман.

Информацию о вождении нужно не только собирать, но и где-то хранить и обрабатывать. «Данных огромное количество, держать свои серверные стойки на старте было непозволительной роскошью», — говорит Рудаш. Но ему повезло: Raxel попала в программу поддержки стартапов Microsoft — BizSpark Plus — и получила возможность бесплатно использовать облако Microsoft Azure. «Этот грант был эквивалентен $50 тыс., что очень помогло на старте», — говорит Рудаш.

К апрелю 2014 года прототип был готов, а Рудаш начал предлагать услуги телематики знакомым топ-менеджерам страховых компаний. Первой в проект поверила Сирма Готовац, тогда — председатель правления страховой группы «Уралсиб». «Мы постоянно изучаем западный опыт в автостраховании и уже давно задумывались о запуске телематики. В 2013 году начали вести переговоры и первыми вышли на рынок в 2014 году, купив у Raxel Telematics несколько сотен устройств», — рассказала РБК руководитель дирекции развития продуктов в автостраховании СГ «Уралсиб» Анастасия Коновалова.

После этой сделки продавать услуги стало легче, вспоминает Рудаш. Сейчас Raxel сотрудничает с девятью страховыми компаниями, в числе которых — «Уралсиб», «Либерти Страхование», «Зетта Страхование», «Росинкор Резерв».


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на портале РБК 23 июня 2016 года.

Автор: Наталья Суворова

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте