
Lada без гарантии
АвтоВАЗ отчитался о рекордных убытках за 2015 год, а его аудитор в своем заключении усомнился в том, что завод продолжит работу. Насколько критично положение крупнейшего автозавода и как его будут спасать на этот раз?
В пятницу утром АвтоВАЗ опубликовал отчетность по МСФО за 2015 год. Завод получил рекордный убыток — 73,9 млрд руб. Это втрое больше, чем за 2014 год. Убыток от операционной деятельности вырос более чем в восемь раз, до 66,8 млрд руб. Аудитор АвтоВАЗа Ernst & Young в заключении к опубликованной отчетности выразил сомнение в том, что предприятие сможет продолжать непрерывную деятельность. «Данные условия наряду с прочими обстоятельствами указывают на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности АвтоВАЗа и его дочерних организаций продолжать свою деятельность непрерывно», — говорится в заключении.
Что значит заключение аудитора?
Гендиректор аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова отмечает, что эта оговорка означает, что кредиторы компании могут одномоментно предъявить задолженность к выплате, а компания не сможет в короткий срок их погасить. Далее АвтоВАЗу могут быть предъявлены иски о взыскании задолженности. «Учитывая текущую ситуацию на рынке, это не уникальная история. После краха "Трансаэро" аудиторы стали перестраховываться», — говорит Касьянова.
Как АвтоВАЗ оказался в таком плохом финансовом положении?
Основная причина убытка АвтоВАЗа — низкие продажи его основной модели Lada. В 2015 году продажи Lada упали на 30,5% по сравнению с 2014 годом, до 269 тыс. автомобилей. При этом АвтоВАЗ был лидером российского рынка по росту цен на автомобили: по данным PwC, самые популярные модели Lada в 2015 году подорожали в среднем на 13%. В результате самая популярная модель завода — Granta — в прошлом году чуть было не уступила лидерство на рынке корейской Hyundai Solaris: за год в России было продано 120 тыс. Granta и 115,9 тыс. Solaris. В этом же году Granta перестала быть самым дешевым автомобилем на российском рынке. При цене от 348 тыс. руб. по этому показателю вазовская машина проигрывает Lifan Smily (319 тыс. руб.) и Daewoo Matiz (314 тыс. руб.).
АвтоВАЗ рассчитывал исправить ситуацию в конце года за счет взрывного спроса на свою новую модель Vesta, продажи которой стартовали 24 ноября. До конца года завод планировал продать 5-6 тыс. Vesta, но продал только 2,8 тыс. Дилеры объясняли плохой спрос на автомобиль ценой, которая оказалась близка к основным конкурентам в сегменте — Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo. В итоге в регионах, которые для АвтоВАЗа являются основным рынком, продажи Vesta оказались ниже ожидаемых.
Еще одна причина убытков — рост цен на материалы и комплектующие, на которые приходится 74% себестоимости АвтоВАЗа. Каждый 1% роста стоимости комплектующих — это примерно 1,6 млрд руб. расходов, раскрывал завод в отчете за 2014 год. Также на убыток оказало влияние снижение среднегодового курса рубля на 33%, рост процентных ставок банков «хуже наших ожиданий», а также бухгалтерские списания и расходы на реструктуризацию бизнеса в размере 42,1 млрд руб., говорится в отчетности АвтоВАЗа.
В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на портале РБК 14 февраля 2016 года.
Авторы: Роман Асанкин, Ольга Лукина, Петр Нетреба, Яна Милюкова
Полный текст вы можете прочитать на сайте издания
0
4295
Новости по теме:
- 12 марта 2025
- Выпуск легковых машин в 2024 году вырос на 43%
- 7 марта 2025
- Оборот завода «Лада Ижевск» вырос в восемь раз
- 6 марта 2025
- SKM – новый бренд LCV от АвтоВАЗа
- 5 марта 2025
- «Прагматика» увеличила продажи на 14%
- 4 марта 2025
- «Автодом» и АСЦ увеличили выручку на четверть
- 4 марта 2025
- ФРП профинансирует производство генераторов
- 4 марта 2025
- АвтоВАЗ в феврале: продажи сократились на 4%
- 28 февраля 2025
- «Агат» возглавил рейтинг по новым открытиям
- 19 февраля 2025
- Цель Lecar Service – 85 СТО к концу года
- 17 февраля 2025
- Выручка «Авилона» превысила 100 млрд рублей
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте