Четыре ошибки Андерссона

Гендиректор Ростеха Сергей Чемезов добился увольнения президента АвтоВАЗа Бу Андерссона, которого публично критиковал за убытки завода и увольнение персонала. Однако не все претензии выглядят обоснованно.


15 марта совет директоров АвтоВАЗа обсудит вопрос об увольнении президента компании Бу Андерссона. Инициатором является российская госкорпорация «Ростех», которой принадлежит блокпакет. Второй акционер — ​альянс Renault-Nissan — согласился досрочно прекратить полномочия Андерссона, хотя его контракт истекал в декабре 2016 года. По словам источника РБК в компании, новый президент будет кандидатом от Renault-Nissan, а человек, предложенный «Ростехом», возглавит совет директоров автомобильного предприятия. По мнению акционеров, такая управленческая структура выведет компанию из кризиса и позволит избежать ошибок, которые допустил Андерссон.

Претензия первая — иностранные комплектующие

Когда Андерссон в 2014 году возглавил АвтоВАЗ, акционеры поставили задачу сделать компанию безубыточной. Новый руководитель начал с оптимизации затрат и в первую очередь с закупок комплектующих. Расходные материалы и компоненты составляют около 75% себестоимости вазовских автомобилей.

Менеджмент стал требовать от поставщиков автокомпонентов снижения цен на 2-5% ежегодно, рассказывали РБК контрагенты АвтоВАЗа. Кроме того, сроки платежей за отгруженную продукцию увеличились с 40 до 60-70 дней. Несогласных поставщиков АвтоВАЗ заменял на других, в том числе иностранных. В частности, завод отказался от сидений тольяттинского «АвтоВАЗагрегата», из-за чего тот оказался на грани банкротства.

Претензия вторая — не купил завод «Ростеха»

Желание Андерссона работать с иностранными поставщиками противоречила и бизнес-интересам «Ростеха». Госкорпорации принадлежит крупнейший в России холдинг по производству автокомпонентов «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ). На долю ОАТ приходится порядка 40% закупок АвтоВАЗа. Чтобы избежать проблем с загрузкой мощностей ОАТ, Чемезов в начале 2015 года вроде бы убедил Андерссона выкупить автокомпонентный холдинг на АвтоВАЗ. Актив был оценен в $165 млн, сделку планировали закрыть к 1 сентября 2015 года. Но против оказался Renault-Nissan, и Андерссон не стал спорить с контрольным акционером. Именно это и испортило его отношения с Чемезовым, рассказывали источники РБК, близкие к АвтоВАЗу и на самом заводе.

Причина третья — Lada Vesta

Источники РБК на АвтоВАЗе и бывшие менеджеры завода говорят, что главной ошибкой Андерссона стал перенос производства новой модели АвтоВАЗа Lada Vesta на «ИжАвто». По их оценкам, только из-за затрат на логистику комплектующих (от Тольятти до Ижевска — порядка 600 км) себестоимость автомобиля выросла на 25-30 тыс. руб. в зависимости от комплектации. К тому же качество сборки на «ИжАвто» хуже, чем на АвтоВАЗе, отмечают собеседники.

Причина четвертая — кадровые решения

Чемезову не понравилась и кадровая политика Андерссона. За 2014-2015 годы автопроизводитель сократил штат примерно на 19 тыс. человек, или 28% персонала, до 48 тыс. человек. Осенью 2015 года глава «Ростеха» возмутился, что народ выгнали на улицу, и пообещал провести с Андерссоном «воспитательную работу». В ноябре 2015 года акционеры отклонили разработанный менеджментом завода бюджет на 2016 год.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на портале РБК 09 марта 2016 года.

Автор: Роман Асанкин

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

10 марта 2016
  • Комментарии 0
  • Посещений 6077

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте