Вадим Арустамян: «Все, что имеет четыре колеса, продается прекрасно»

Автохолдинг «Максимум» входит в тройку крупнейших автодилерских предприятий Петербурга. Последние несколько лет он активно развивается, приобретая автоцентры у других игроков. О том, как дилерам удалось выжить в период пандемии, почему онлайн-продажи машин никогда не вытеснят офлайн и чем нам угрожают автомобили-беспилотники, «Новому проспекту» рассказал владелец «Максимума» Вадим Арустамян.


Вы сейчас запустили в Мурино автоцентр по продаже машин с пробегом. Какую долю рынка планируете занять?

Это будет самая крупная площадка в России. Ежегодно мы хотим продавать 35 тыс. — около 15% всего рынка автомобилей с пробегом в Петербурге. Это еще один вид бизнеса, который мало развит в России, когда можно сразу продать свой автомобиль и сразу купить другой — тоже с пробегом. А главное — быстро, удобно, комфортно. Новые автомобили имеют более туманную перспективу, и непонятно, что с ними будет через пять-десять лет. Мы верим в то, что клиенты рынка машин с пробегом сильно неудовлетворены тем, что происходит. Сам бог велел сделать его более цивилизованным: чтобы оценка была быстрой, справедливой, бесплатной, чтобы была гарантия качества, чтобы сделка была безопасной, удобной, с выездом домой, если это требуется, чтобы была юридическая и техническая гарантия. Более того, мы создаем автоматизированную систему, которая делает оценку автомобилей на основе больших данных, с тем чтобы она стала стандартом автоиндустрии.

Рынок автомобилей с пробегом будет набирать популярность?

Конечно. На б/у автомобили всегда будет спрос, особенно если учитывать экономическую ситуацию в стране. Автомобили с пробегом более доступны, чем новые. Но сегодня это рынок довольно дикий, неконсолидированный, очень криминализированный. При этом он очень интересный, перспективный, крупный и стабильный.

Технологическая революция его затрагивает меньше, чем рынок новых автомобилей. Профессиональные игроки все вместе занимают 20-25% этого рынка, все остальное находится в серой зоне, а там сейчас орудуют перекупщики полукриминального характера. Чтобы решить эту проблему, нужно предпринять ряд шагов, например, необходимо создание аукционов для машин с пробегом, которые позволили бы физическому лицу, заплатив небольшую комиссию, продать автомобиль профессиональным игрокам. Также нужно решить проблему с двойным НДС для автодилеров.

Что касается новых автомобилей, какие машины будут пользоваться в перспективе наибольшим интересом у покупателей и почему?

Скорее всего, будут расти продажи недорогих автомобилей и премиум. Средний сегмент будет пропадать. Премиум-бренды даже в период пандемии чувствовали себя хорошо. Если раньше, пять-десять лет назад, в России было много разных моделей машин, то сейчас мы видим многообразие автомобилей среди очень дорогих или очень дешевых, а вот средний сегмент себя чувствует довольно плохо.

Возвращаясь к опыту онлайн-продаж, стоит ли ожидать, что когда-то такой формат приживется в России?

Онлайн-продажа — это когда все, что тебе нужно при покупке и обслуживании автомобиля, ты получаешь, не отрывая пятую точку от дивана. Таких сделок практически нет, их единицы. Некоторые вещи клиентам нравится совершать офлайн, например, потрогать-пощупать машину. Соответственно, если это машина с пробегом, клиент онлайн готов сделать страховку, оформить кредит, бронирование или доставку автомобиля к парадной, но не готов не посмотреть машину. Второй момент заключается в том, что покупателям нужен тест-драйв. Если мы говорим про западные рынки, там чистых онлайн-сделок тоже практически нет. Чистый онлайн есть только у компании Tesla.

Как пандемия отразится на итогах этого года? Мы даже в прошлом году не вернулись к докризисному уровню по продажам, а здесь еще два месяца простоя добавились. Прогнозируют банкротства, закрытия дилерских центров.

Сейчас вероятность банкротств снижается, потому что последние месяцы прошли для рынка неплохо, хотя они все равно будут. Мой прогноз по Питеру в этом году — минус 15%.

Это очень оптимистичный прогноз, мне кажется.

В июле мы выросли на 11% по сравнению с июлем прошлого года. Сейчас большой дефицит автомобилей. Все, что имеет четыре колеса, продается прекрасно.

Верно ли я понимаю, что 2021 год будет хуже по результатам из-за отголосков пандемии — безработицы, снижения доходов…

Мы и так мало продаем, чтобы сильно падать. И в перспективе на продажах будет сказываться уже не то, что люди боятся ездить в общественном транспорте, а то, что покупательная способность снижается, налоговая нагрузка растет, валютный курс растет, а с ним и стоимость автомобилей.

Чтобы вернуться, например, к докризисным объемам продаж, нужны институциональные изменения в экономике. Автобизнес — это как вся экономика России в миниатюре.

Если смотреть вперед на три-пять лет, то глобальных перспектив и увеличения объема продаж автомобилей я не вижу, потому что никаких структурных изменений в экономике не происходит. Думаю, в ближайшие годы продажи будут болтаться в районе плюс-минус 5-10%, если не произойдет никаких катаклизмов. Когда люди подзабудут в конце следующего года про пандемию, когда появится уже вакцина от коронавируса, тогда все вернется на свои места.

Тем не менее, я слышала прогнозы падения продаж и до 50%.

Дело в том, что пандемия заставила многих, особенно в Петербурге, где уровень образования выше, чем в среднем по России, и быстрее принимаются решения, основанные на логике, переходить на личные автомобили. Люди сейчас стали понимать, что уровень опасности, когда ты берешь машину в каршеринге или едешь в общественном транспорте, выше, чем когда ты пользуешься личным автомобилем. Так что я думаю, что продажи еще вырастут. А вот темпы развития такси, каршеринга и общественного транспорта упадут. Это мой прогноз.

Какие у вас планы по дальнейшему развитию вашего автохолдинга?

Планов больших нет, все сделки по слиянию-поглощению, которые мы хотели совершить, мы совершили. Но если будут предложения со стороны потенциальных продавцов, может быть, мы их рассмотрим.


В дайджесте размещен фрагмент интервью, опубликованного в издании «Новый проспект» 14 октября 2020 года.

Автор: Александра Конфисахор

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

14 октября 2020
  • Комментарии 0
  • Посещений 3538

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте