Олег Барабанов: «Грядет новая эра – аренда»

Основной владелец «Автохолдинга РРТ» Олег Барабанов создал инвестиционную компанию «Икс 2», куда вошли его автомобильный холдинг, строительная компания, а также новые направления бизнеса. В интервью «Новому проспекту» он рассказал о том, почему принял решение диверсифицировать бизнес, куда еще планирует инвестировать капитал и каким видит развитие авторынка.


Олег, в этом году вы объединили все свои активы в инвестиционную компанию «Икс 2». Расскажите, для чего вы это сделали? Помимо автобизнеса и строительства, какие еще направления в нее входят?

Весь бизнес мы перевели на проектную модель управления и очень жестко структурировали его, разделив на направления. Это связано с тем, что 2020 год и начало 2021 года стали очень показательными с точки зрения выявления слабых мест в бизнес-процессах наших компаний.

В качестве управляющей компании была создана компания «Икс 2», в первую очередь это «Автохолдинг РРТ». В автохолдинге мы полностью изменили парадигму управления, подходы к работе и мировоззрение. 2021 год — это начало тяжелой работы. Команда поставила задачу к 25 декабря 2022 года, а это 30-летие РРТ, презентовать коллективу и внешнему миру проработанную стратегию развития до 2027 года.

В «Икс 2» также входят строительная компания ИМСА, IТ-компания «Кайт», компания «Интеграл», которая занимается финансовым консалтингом, аудитом и т. д., а также лизинговая компания «Икс Лизинг». В портфеле «Икс Лизинга» сегодня есть производственное оборудование, танкеры, транспортные средства — много всего. А дальше планируем использовать «Икс Лизинг» для развития модели подписки в автобизнесе, сдавая автомобили в краткосрочную и долгосрочную аренду.

Кроме того, в «Икс 2» вошли торговый дом ABM-Trade, торгующий металлопродукцией, стройматериалами, нефтепродуктами, и «Карьер Доломиты» — карьер по добыче и производству доломитового камня, щебня и доломитовой муки в Ленобласти. «Икс 2» также принимает участие в проекте строительства нового образовательного комплекса «Точка притяжения».

А что за стратегия до 2027 года? Какие ставите перед собой задачи?

Есть две составляющих нашей стратегии: финансовая стабильность компании и клиентоцентричность бизнеса. Первая реализуется в том числе за счет реинвестирования денег, которые компания получила при проведении сделок. В частности, в 2021 году мы успешно провели сделки по продаже зданий дилерского центра Nissan на Выборгском шоссе и Mitsubishi на Хошимина, а также вышли из бизнеса Subaru. Это позволило нам, с одной стороны, сократить кредитные лимиты с почти 13 млрд рублей до 9 млрд рублей, фактически мы полностью погасили все инвестиционные кредиты. При этом мы смогли по итогам года увеличить выручку РРТ с 23,14 млрд в 2020 году до 25,3 млрд рублей в 2021 году. А общая выручка «Икс 2» превысит 30 млрд по итогам года.

Что касается клиентоцентричности бизнеса, то здесь также есть конкретные задачи: переформатировать бизнес, перевести его на технологичное сопровождение клиента на протяжении максимально возможного времени.

Почему вы решили продать бизнес, который буквально недавно выкупили у «Мега-Авто»? Получается, что в Петербурге у вас остался только Nissan. Совсем не верите в петербургский рынок?

Мы развиваем массовые бренды и направление автомобилей с пробегом в малых городах — такова наша стратегия. Мы считаем, что в средне- и долгосрочной перспективах потенциал там гораздо выше, чем в мегаполисах. В городах присутствия мы дилеры: Nissan, Mitsubishi, Kia, Geely.

В начале года вы продали свой исторически сложившийся бизнес Subaru японцам тоже в рамках стратегии?

Много на эту тему было статей, слухов и домыслов. Правда в следующем: весной 2021 года мы вышли из бизнеса Subaru, продав свою долю японской Sojitz Corporation. Это был первый шаг реализации нашей стратегии в автобизнесе. В бренде Subaru мы проработали с 2004 года, было очень жалко расставаться, но наши японские коллеги не разделяли взгляды на дальнейшие развитие, и мы приняли коллегиальное решение о выходе РРТ из бренда. Сделка, как мы и говорили раньше, оказалась выгодна для обеих сторон.

Как, на ваш взгляд, будет развиваться рынок в регионах? В чем разница с петербургским? Где выше доходность?

Доходность примерно сопоставима. Вопрос в том, что, если отбросить локальную ситуацию с пандемией, то импортеры в борьбе за долю рынка открывают в больших городах такое количество дилеров, что те не могут выжить, не демпингуя. Это рушит бизнес и не дает строить нормальные отношения с клиентами. Для нас на первом месте клиент. Мы строим с ним долгосрочные отношения и понимаем, что только при обеспечении прозрачных условий сделки можно рассчитывать на то, что он вернется к нам, чтобы совершить повторную покупку или получить сервисное обслуживание. Такой подход позволяет прогнозировать доходность бизнеса в перспективе нескольких лет.

Что касается направления автомобилей с пробегом, на нём вы также планируете сосредоточиться? Как оцениваете этот рынок?

Мы уже открыли центры по выкупу подержанных авто в Москве, Петербурге, а также центры по продаже в Великом Новгороде, Пскове, Белгороде, Брянске, Воронеже, активно развиваем центры в Вологде, Казани, Мурманске. Результаты нашей работы — это объемы продаж и деньги. Здесь наша основная идея заключается в том, чтобы за счет современной IT-инфраструктуры, качественного сервиса по подготовке автомобилей с пробегом, правдивой их оценки сделать продажи неновых машин максимально безопасными и удобными для клиентов.

Одним из этапов развития этого направления стал запуск сайта «РРТ-Аукцион», где в форме аукциона ведется продажа автомобилей. Клиент получает всю информацию о состоянии автомобиля и может безопасно его приобрести из любой точки России. В 2021 году через сайт продадим около 1 тыс. автомобилей, план на 2022 год — 3,5-4 тыс. автомобилей. До 2027 года одним из основных драйверов роста продаж мы видим именно онлайн-продажи и сервис по доставке покупателям автомобилей по всей стране.

Какие результаты вы видите по итогам 2021 года для «Икс 2»?

Совокупная выручка по «Икс 2» превысит 30 млрд рублей. Такие направления, как стройка, лизинг, ABM-Trade, составят около 5 млрд рублей, остальное — автобизнес.

В том, что касается продаж автомобилей, несмотря на выход из бизнеса Subaru и продажу часть бизнеса в Петербурге, мы свои показатели только улучшили.

В 2020 году мы продали 8 757 новых машин и 7 740 машин с пробегом. По итогам 2021 года прогнозируем, что продажи новых автомобилей составят 11 487 штук, а с пробегом — 15,3 тыс. штук. При этом выручка по автонаправлению вырастет с 23,14 млрд до 25,3 млрд рублей. Если смотреть на чистую прибыль, то по итогам 2021 года она составит около 2,3 млрд рублей.


В дайджесте размещен фрагмент интервью, опубликованного в издании «Новый проспект» 21 декабря 2021 года.

Автор: Александра Конфисахор

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

22 декабря 2021
  • Комментарии 0
  • Посещений 2785

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте