Авторынок никогда не будет прежним

Скачок курса валют, рост стоимости автомобилей, падение покупательной способности, пандемия коронавируса и финальный выстрел в голову — принудительное закрытие автодилерских центров пока что на неделю — все это нанесет непоправимый ущерб авторынку, который еще не успел восстановиться после кризиса пятилетней давности.


Игроки прогнозируют, что продажи по итогам 2020 года могут упасть вдвое, часть компаний сократит бизнес или вовсе обанкротится, автопроизводители будут останавливать заводы, а импортеры перестанут ввозить часть марок в Россию. На восстановление уйдет несколько лет, но и после автобизнес уже никогда не будет прежним. Мир изменился, констатируют автодилеры. «Новый проспект» опросил владельцев и руководителей автодилерских предприятий, каким они видят этот год для авторынка и что планируют делать.

Евгений Пекарский, директор дилерского центра «Мерседес-Бенц» ГК «Вагнер»:

После снятия карантина будет небольшой рост спроса — в автомобили вложатся те, кто не успел до карантина, и скупят машины, которые есть в наличии и без подорожания. В связи с временными закрытием заводов возникнет условный дефицит автомобилей, который тут же выровняется существенным падением спроса. А спрос упадет по трем причинам: дальнейший рост цен, очень ощутимое падение покупательной способности / потребительского оптимизма и рост безработицы из-за банкротств и увольнений в пострадавших от пандемии сферах. Каждая компания начнет заниматься оптимизацией расходов, которая повлечет за собой умеренное падение средних зарплат и ещё уменьшит спрос. В итоге продажи новых автомобилей покажут резко отрицательную динамику, особенно в массовом сегменте, что, по моим предположениям, даст падение по второму полугодию до 40-45% и до 25-30% суммарно по году.

Что касается самого автобизнеса, то компании с высокой кредитной нагрузкой, особенно работающие с массовым сегментом, находятся в зоне риска либо банкротства, либо поглощения сильными игроками. Слияния маловероятны, а вот банкротства — весьма наоборот.

Эдуард Маркман, руководитель направления Renault в ГК «Автопродикс»:

Сейчас самый пессимистичный прогноз может оказаться реальностью. Но рынок поменяется навсегда. Вирус загонит нас в цифровое будущее, о котором так много говорили, но оно так и не наступало. На сегодня практически нет удачных проектов по дистанционной продаже машин. А завтра наиболее успешными будут те, кто готов продавать автомобили без посещения клиентом дилерского центра. Клиенты начинают менять стратегию покупки и выбора. Сегодня мы уже резервировали машины по телефону и в онлайн-шоу-руме. Но это для тех дилеров, кто переживет остановку деятельности и падение спроса.

Здесь мы можем столкнуться с новой напастью — остановкой заводов из-за разрыва производственных цепочек. Из-за нарушения поставок до карантина остановились заводы VW и PSA. В Европе стоят все заводы, и европейские бренды в России окажутся в наиболее сложной ситуации из-за отсутствия поставок комплектующих. В результате многие дилеры просто останутся без складских запасов машин и не смогут удовлетворить даже упавший спрос. Проблемы будут и с запчастями для сервиса.

К сожалению, будут банкротства дилеров. В такой ситуации сложно давать какие-то прогнозы. Падение продаж может быть катастрофическим. Поэтому будем переживать неприятности по мере их поступления. А пока главное, чтобы наши сотрудники и члены их семей были здоровы и пережили эту эпидемию. Без них мы не сможем реанимировать наши бизнесы после карантина.

Сергей Моренков, председатель совета директоров ГК «Стратегия Рост» (дилерский комплекс «Автополе»):

Мы изучили опыт европейских стран, где жесткие меры в связи с эпидемией коронавируса значительно опередили Россию. Автосервисы в Европе работают, а продажи машин идут только в онлайн-режиме. Но в такой обстановке автомобили покупают мало — людям ездить некуда.

По итогам I квартала этого года авторынок, может, ждет небольшой рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, поскольку был скачок спроса из-за роста курса валют. Однако по итогам года мы ничего хорошего не ждем вообще. По моим прогнозам, продажи машин могут просесть вдвое. Это будет серьезный удар, и, естественно, кто-то не выдержит и уйдет с рынка. Понятно, что и нынешние «каникулы» вряд ли продлятся неделю, скорее всего, мы будем так или иначе придерживаться их еще несколько месяцев.

Вадим Арустамян, генеральный директор автохолдинга «Максимум»:

Сейчас сложно предугадать дальнейшее развитие событий, потому что изо всех возможных сценариев работает самый негативный и непредсказуемый. Все вчерашние прогнозы и бюджеты можно отправить в мусорное ведро. Максимальный горизонт планирования в настоящее время — это неделя, и думаю, это коснется очень многих отраслей. Что будет с авторынком? Он упадет, наверное, вдвое при худшем раскладе, если карантин не ограничится этой неделей, а растянется на месяцы, как это происходит в Европе. Но падение продаж — это еще полбеды.

Мне, как и многим предпринимателям, непонятно, откуда брать деньги на выплаты зарплат в неделю «каникул», если бизнес не работает. По моим данным, в странах, где вводится карантин, на время вынужденной изоляции государство выплачивает пособия из бюджета. Нашим же работодателям просто предлагают платить из своего кармана, предлагая лишь беспроцентный кредит на это. Но какой в нем смысл, если точно так же потом придется выплачивать его из своего же кармана? Если бизнес не работает, о какой зарплате идет речь? Почему правительство не берет эти расходы на себя, мне лично непонятно.

Антон Солдунов, генеральный директор ГК «Петровский Автоцентр»:

Говорить о прогнозах сейчас крайне сложно: никто не знает, что будет завтра. Нерабочая неделя может затянуться на месяцы и приведет к многомиллиардным потерям, банкротствам и, что хуже всего, тысячи людей окажутся без работы. Наверное, для кого-то лучший выход — это банкротство прямо сейчас, чтобы не затягивать ситуацию и избежать роста неплатежей.

Очевидно только одно: выбор стоит между плохим сценарием, когда рухнет экономика, и очень плохим, когда массово начнут умирать люди. В любом случае нашему бизнесу придется начинать фактически с нуля, предстоит жесткая оптимизация и полное обновление своих компетенций. Далеко не всё потеряно, например, огромное количество работы можно выполнять удаленно — от продажи машин до консультаций клиентов. Я лично сохраняю спокойствие и вижу свою главную задачу в том, чтобы сохранить рабочие места, потому что человеческий ресурс — вот что будет сложнее всего восполнить. И, конечно, я рассчитываю, что такие жесткие меры не будут долгими и автобизнес также получит поддержку от государства.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в издании «Новый проспект» 31 марта 2020 года.

Автор: Александра Конфисахор

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

31 марта 2020
  • Комментарии 0
  • Посещений 41665

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте