Антон Солдунов: «На продажи машин влияют ямы»

Антон Солдунов, владелец ГК «Петровский Автоцентр», одного из крупнейших дилеров марки Renault в России, рассказал в интервью «Новому проспекту» о том, как чувствует себя автобизнес в ковидное время, почему выгодно работать с монобрендом и каким он видит будущее авторынка.


Антон, кажется, у нас в России практически не осталось монобрендовых автохолдингов. Почему вы до сих пор не диверсифицировали свой портфель?

Это стратегия компании, которую мы приняли в 2009 году, когда хотели создать холдинг с очень компактной управляющей структурой, чтобы при большом объеме продаж иметь незначительные расходы. И хотя кризис 2014 года нас откатил назад, в итоге стратегия показала свою эффективность. Например, есть показатели эффективности на единицу персонала, площади и т.д., и у нас они значительно выше среднего. Деньги можно зарабатывать на одном бренде. Мы это доказали на своем примере.

Кроме того, любая компания — это в какой-то степени портрет собственника. Я человек увлеченный и люблю заниматься чем-то одним. Если во что-то играешь, нужно делать это хорошо. Можно нахватать много проектов и не реализовать их или реализовать не до конца. А мы хотим добиваться наивысшего результата в каждом виде деятельности: от продаж новых автомобилей до запчастей. Конечно, есть недостаток — риск, что бренд один. Но те же риски есть, когда у компании в портфеле несколько брендов.

Разве примеры ухода с рынка Chevrolet и Ford не свидетельствуют о том, что это высокие риски?

Я с 1993 года работаю с брендом Renault. Хорошо понимаю его и интегрирован в жизнь самого концерна. Конечно, я не исключаю, что может произойти в одночасье что угодно. Но с того момента как Renault и АвтоВАЗ стали одной компанией, такие риски минимизированы. Все-таки Renault — это локальный производитель.

Но другие автомобильные бренды тоже имели здесь заводы...

Chevrolet и Ford — это американские автоконцерны, и мы не знаем точно, почему было принято решение об отказе от производства машин. Кроме того, Ford работал в России очень нелегко из-за постоянных конфликтов с профсоюзом. Причем разница между нашими профсоюзами и американскими колоссальная. Там наоборот считается хорошим тоном набирать персонал у профсоюзов, поскольку меньше проблем с последующими выплатами, возможными увольнениями и т.д. Там профсоюз — посредник между персоналом и работодателем. Здесь вообще непонятно, откуда брались силы на профсоюзное движение.

Вы упомянули, что уверены в Renault. Но есть и другие особенности работы с одним партнером. Вот, например, Hyundai локализован в России, но начал продажи авто онлайн и составил конкуренцию своей сети. Не боитесь, что Renault пойдет по такому же пути?

Я пока не увидел особой проблемы в том, что автоконцерн Hyundai начал продажи автомобилей онлайн. Гораздо больше меня беспокоит непродуманность этого шага. Это популистская политика менеджмента, который решил в моменте показать свою креативность и полезность. Но на самом деле такие истории должны иметь веские причины и прогнозируемые последствия. Если производитель уверен, что может жить без дилерской сети, значит должен это открыто декларировать. А так получается, что дистрибьютор приглашает дилеров работать, с одной стороны, а с другой стороны, потом оказывается, что дилеры вот-вот будут не нужны.

Renault уже давно занимается продажами автомобилей онлайн, но эта история полностью интегрирована с дилерами и является скорее маркетинговой. А вот то, что делает Hyundai, который фактически открыл второй канал дистрибьюции, и как быть при этом всем остальным, непонятно.

Я помню, что вы были крупнейшим Renault в России. И сейчас это так?

Сейчас мы по объему розничных продаж занимаем первое место, но точных цифр у меня нет.

Как вы оцениваете дефицит автомобилей? Сколько он еще продлится?

Сейчас дефицит составляет около 20-25%. Производство, возможно, за лето будет восстановлено, но сегодня ситуация такая. Я думаю, что нехватку автомобилей мы будем ощущать до середины следующего года. Остановить производство легко, это делается за несколько дней, а вот на то, чтобы развернуть, уходят месяцы.

У вас есть дилерские центры в Москве и Петербурге. Чувствуете разницу в ведении бизнеса в двух столицах?

Когда мы вышли в Москву, работать там было непросто. Мы старались делать все по-питерски, основательно, с хорошими инвестициями. Но там совсем иной стиль работы и жизни. Люди живут одним днем, меньше думают о будущем, персонал не так трепетно относится к своим задачам… В итоге потребовалось значительное количество времени, чтобы найти в Москве себе подобных и познакомиться с потребителем. Но мы научились иначе вести дела и работаем вполне успешно.

Не планируете заняться продажами автомобилей с пробегом как отдельным бизнесом, как это делают ваши коллеги?

Это действительно отдельная история, интересная, приятная и мы видим в ней большие перспективы. Но это дополнение, а не замена основному бизнесу. Такие идеи есть, но мы расскажем об этом немного позже.

Кстати, история с «Авто.ру» сказалась на продажах?

Дилеров долгое время зомбировали, что без «Авто.ру» жить нельзя. Последние два-три года я не видел ни одного мероприятия, где спонсором не был этот классифайд. Недавно была конференция, на которой «Авто.ру» и Сбербанк буквально дословно говорили, что дилеры — это муравьи, и они не могут бороться с такими глыбами.

Но на самом деле вопросов к этой площадке оказалось очень много, она переоценила свои силы. Сделав мощный пиар и сумев в какой-то момент привлечь к себе дилерское сообщество, они вырвались вперед, а потом их захватило головокружение от успехов.

Ситуация в принципе переменчива. Клиент уже хорошо информирован и если раньше он искал всё на одной-двух площадках, то теперь готов перелопатить горы информации в поисках оптимального для себя варианта.

Более того, «Авто.ру» без дилерских автомобилей — это площадка для частников и перекупщиков, так что перспектив у них немного. И если бы они еще были гибкими в ценообразовании, то могли бы выиграть время, но решили идти напролом. И теперь уже никто не верит, что они будут надежными партнерами в долгой перспективе. С дилерством их игра окончена, они провалились.

Ведь есть еще и Avito, и Ozon заявляет о своих планах по созданию классифайда для автомобилей, плюс создается собственный дилерский классифайд. Сейчас идет проработка юридической стороны вопроса, предполагается, что он будет принадлежать сообществу, что позволит развивать его на партнерских началах. Тем более есть РОАД, которая уже принадлежит дилерскому сообществу и выступит гарантом того, что никто не будет ущемлен.


В дайджесте размещен фрагмент интервью, опубликованного в издании «Новый проспект» 6 июля 2021 года.

Автор: Александра Конфисахор

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

7 июля 2021
  • Комментарии 0
  • Посещений 3997

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте