Владимир Моженков: «Не ждите новогодних скидок»

Как выживают и на чем зарабатывают продавцы машин в кризис, стоит ли в нынешних условиях откладывать приобретение автомобиля — об этом «Ленте.ру» рассказал президент ассоциации «Российских автомобильных дилеров» (РОАД) Владимир Моженков.


Как вы считаете, в первом полугодии отечественный авторынок худо-бедно стабилизировался?

Увы, не могу разделить оптимистичную точку зрения. Рынок как падал, так и продолжает падать, и дна мы еще не нащупали. Вот и июльские продажи не оправдали наших ожиданий: мы думали, будет хотя бы 120-130 тысяч машин реализовано, а получилось не более 109 тысяч. И сокращение рынка на 16,6 процента к июлю 2015 года — это много. Так что кризис пока только усугубляется.

Что происходит с автомобильными дилерами в таких условиях?

Автомобильная отрасль России была создана, чтобы выпускать 3,4 миллиона автомобилей в год. Конечно, дилерская сеть была сформирована под эти объемы. На пике производства в стране действовало 4 300 дилерских предприятий. Первый минус в соотношении закрывшихся-открывшихся автосалонов мы получили в прошлом году. На данный момент функционирует 3 533 дилерских центров, причем еще тысяча находится на грани закрытия. Но это не физическая ликвидация предприятий, а переход в теневой сектор.

Каким образом дилеры уходят в тень?

Столкнувшись с уменьшением выручки и снижением доходности, предприниматель оказывается перед выбором — повесить на дверь замок или стать неофициальным дилером. В первом случае ему все равно придется платить за охрану, коммуналку и налог на недвижимость. Это убытки, хотя они меньше, чем приносит сейчас операционный бизнес. Другой вариант: уйти во второй сегмент, занявшись постгарантийным обслуживанием машин, а также перевести свои финансовые потоки «в конверт». На этом теряют все: государство недополучает налоги, для клиентов ухудшается обслуживание, исчезает гарантия. Но можно понять и дилера: затраты на открытие центра в Москве — это 5 миллионов долларов. В регионах — около двух миллионов.

Насколько сократится дилерская сеть до конца года?

Сложно сказать наверняка. Мы вывели общую формулу: при уменьшении объема продаж на тысячу автомобилей закрывается один дилерский центр. Если смотреть на ситуацию бесстрастно, сейчас происходит естественное очищение рынка. На оставшийся объем автомобилей такого количество предприятий просто не нужно. Кто сумел перестроить бизнес-модель, маркетинговую политику и в целом рыночную стратегию — те смогут укрепиться.

Как изменилась бизнес-модель автоцентров?

Сейчас во главе угла стоят эффективность и ценовое предложение. Нужно внимательно смотреть, как работает каждый сотрудник, как используется каждый квадратный метр, как трудится каждый рубль. Цена также ключевой фактор: если раньше удавалось зарабатывать на реализации новых автомобилей, то сейчас продажи «в ноль» — это уже праздник. А чаще торгуют в минус. Потому что компаниям угрожает затоваривание складов, а складские излишки — это зарытые в землю финансы. Сегодняшняя конкуренция — это борьба за продажу с меньшим минусом. Так что приходится изыскивать, на чем зарабатывать деньги. Автогруппы развивают продажу «вторички», расширяют линейку предложений по всем дополнительным опциям к автомобилю.

Вторичный рынок позволяет дилерам зарабатывать?

Да, он увеличивается. В этом году рост — 11 процентов, объем рынка может достичь пять миллионов автомобилей до конца 2016-го. А уровень 2014 года — шесть миллионов. Это хороший показатель, и доля официальных дилеров с прошлогодних шести процентов возросла почти до девяти процентов. В Москве по некоторым маркам доходит до 30 процентов. Такая же тенденция в Санкт-Петербурге и других городах-миллионерах. То есть образованное население понимает, что покупать машины на доверии нельзя. Наша задача на ближайшие пять лет — взять 25-30 процентов рынка автомобилей с пробегом.

За счет чего? Очевидно, что по уровню цен салоны будут проигрывать тем, кто продает машины из рук в руки.

Во-первых, импортеры поддерживают программы реализации б/у машин. Потом, дилер компенсирует более высокую цену рядом плюсов: юридической и технической гарантией, предпродажной подготовкой. Если вы приобретаете машину на доверии, в случае обмана вам будет трудно защитить свои интересы: закон о защите прав потребителей не распространяется на физических лиц. У 8 из 10 машин на «вторичке» скручен пробег, множество автомобилей находятся в залоге. Дешево там означает дорого — и наоборот, это аксиома. Чем дороже вы покупаете машину, тем меньше с ней проблем, тем больше денег вы сэкономите.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на портале Lenta.ru 11 августа 2016 года.

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

12 августа 2016
  • Комментарии 0
  • Посещений 6059

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте