Восстание машин

Россия угрожает расширить свои «защитные меры» против ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии на автопром, авиацию и судостроение. Но источники «Ъ» говорят, что пока всерьез меры по данным отраслям не обсуждаются. Потенциально речь может идти о росте пошлин на импортные автомобили и самолеты или полной остановке поставок ряда видов техники, в судостроении — о запрете заказа судов за рубежом. Участники рынка сходятся во мнении, что пострадает от этого в первую очередь сама Россия.


Вчера премьер Дмитрий Медведев заявил, что вслед за запретом на импорт западной сельхозпродукции в Россию правительство «потенциально готово ввести защитные меры» в авиастроении, судостроении, автопроме и других отраслях. Он уточнил, что «делать это нужно осмысленно», поскольку правительство «понимает, насколько значимо сотрудничество в этой сфере» и «мы реально оцениваем собственные возможности». О каких именно мерах идет речь, премьер не пояснил. В Минпромторге ситуацию не комментируют. Источники «Ъ» в компаниях и профильных ведомствах говорят, что санкции «еще предстоит обсудить и проработать». «Пока есть лишь понимание, что диапазон возможных мер очень широк — от роста пошлин на различные виды готовой продукции до прямого запрета на ее поставки»,— говорит один из собеседников «Ъ», подчеркивая, что «конкретики пока нет, поскольку отсутствует и окончательное решение о необходимости защитных мер в машиностроении». Источники «Ъ» в автопроме говорят, что из правительства даже не поступало запросов на проработку возможных защитных мер.

Теоретически, отмечают собеседники «Ъ», в автопроме речь может пойти о возврате импортных пошлин на уровень, который был до присоединения к ВТО. Это 30% на новые автомобили и 35% на подержанные. Сейчас пошлины составляют 25%, к 2018-2019 годам должны снизиться на новые машины в среднем до 15%, на подержанные — до 20%. Но снижение пошлин уже де-факто компенсирует утилизационный сбор, уплату которого российским автозаводам государство косвенно компенсирует. «Таким образом, если пошлины вернут, с учетом сбора они окажутся еще выше, чем в 2012 году»,— говорит один из собеседников «Ъ». Впрочем, считают источники «Ъ», повышение может быть ограничено только подержанными автомобилями. Мер против западных автоконцернов, которые собирают машины в России, собеседники «Ъ» не ждут. Зато ряд источников «Ъ» считает, что может быть введен по аналогии с продуктами питания полный запрет на поставку в Россию техники, аналоги которой производятся в стране, — такой вариант даже более приемлем юридически в рамках ВТО, чем тарифная защита.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №139 от 08.08.2014

Авторы: Егор Попов, Яна Циноева

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

8 августа 2014
  • Комментарии 0
  • Посещений 2236

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте