Торможение на выезде

Государство, столкнувшись с хроническим падением спроса на автомобили, готово помогать производителям завоевывать внешние рынки, чтобы к 2020 году каждая четвертая машина шла на экспорт. Для выполнения планов правительства и полной загрузки мощностей требуется побить все известные рекорды автоэкспорта как российских, так и советских времен. Автоконцерны поддерживают идею, но воплотить ее в жизнь пока не получается: мешают пошлины, падение спроса на традиционных направлениях, политическая нестабильность.


Кризис затронул российский авторынок одним из первых, и до стабилизации, не говоря уже о восстановлении, еще далеко. Загрузка мощностей в начале года составляла всего 40%, фиксировал Минпромторг, продажи сокращаются не только в стране, но и за рубеж. За январь-апрель, по данным ФТС, экспорт легковых машин упал на 33%, до 21,9 тыс. штук, грузовиков – на 25,5%, до 3,8 тыс. штук. При этом в обновленной стратегии развития автопрома правительство делает ставку как раз на заграницу. К 2020 году, говорил в мае глава Минпромторга Денис Мантуров, экспорт должен составить 25% от производства (в начале 2016 года — 7,7%).

Автопроизводители согласны, что экспорт может стать ключевым антикризисным направлением. КамАЗ в 2016 году планирует увеличить поставки за рубеж на 21%, до 7 тыс. грузовиков, АвтоВАЗ — более чем в полтора раза, до 50 тыс. машин. «Соллерс» намерен нарастить долю экспорта в продажах не менее чем до 30% за два-три года (сейчас — 9%), группа ГАЗ хочет увеличить долю экспорта в выручке с 20% до 25%, а к 2020 году довести ее до 50%.

С 2010 года объемы автоэкспорта, как и продажи в РФ, росли — до 2013 года, а затем снижались. Но доля экспорта все-таки увеличивается: по легковым машинам с 2,4% в 2010 году до 6,6% (97,4 тыс. машин) в 2015 году (в целом рынок в РФ упал за тот же период на 16%, до 1,48 млн машин). Доля экспорта легкого коммерческого транспорта (LCV) за 2012-2015 годы выросла на 0,7 процентного пункта, до 5,8% (7 тыс. штук), при падении рынка на 42%, до 120 тыс. штук. Тем не менее пока России не удалось достичь даже уровня экспорта автомобилей из СССР, который в конце 1980-х годов доходил до 365 тыс. машин в год. Продажи шли не только в соцстраны: в 1989 году в Великобританию отправили 29,6 тыс. машин, во Францию — 16,2 тыс. автомобилей. Сегодня для российских игроков ключевыми рынками стали страны СНГ. После них по объемам продаж у АвтоВАЗа идут Египет и Германия, у «Соллерса» — Монголия и Чехия, у КамАЗа — Вьетнам и Колумбия, у группы ГАЗ — Египет, Сербия и Лаос. У всех производителей есть планы росту продаж и выходу на новые рынки.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №102 от 10.06.2016

Автор: Яна Циноева

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

10 июня 2016
  • Комментарии 0
  • Посещений 4085

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте