Сохраняя оптимизм
Весь прошлый год авторынок продолжал падение, начавшееся еще в 2012 году. Даже те, кто ранее строил положительные прогнозы, вынуждены были признать кризисные явления и умерить планы. Но оптимисты все же есть, и в их числе импортеры, которые по-прежнему ждут от российского рынка высоких результатов.
В конце 2012 года авторынок разделился на «пессимистов» и «оптимистов». Последние ждали от рынка серьезного роста продаж и принимали соответствующие решения о развитии бизнеса. Оптимистами были многие импортеры, ставившие амбициозные планы перед своими дилерами. Среди дилеров были те, кто с опаской думал об увеличивающихся квотах импортеров. Но были и другие, поддерживавшие такой оптимистичный настрой.
Потери
Например, мультибрендовый автохолдинг РРТ рассчитывал на рост рынка и поэтому с 2009 года реализовывал масштабную инвестиционную программу стоимостью 6 млрд рублей. По ее итогам в 2013 году число собственных дилерских центров РРТ в России выросло до 27. Проекты частично финансировали банки «Санкт-Петербург», Сбербанк и СЗРЦ ВТБ. Были также открыты кредитные линии для пополнения оборотных средств. С такой кредитной нагрузкой справиться было непросто, отмечают другие участники рынка. И план вполне смог бы сработать на растущем рынке, но рынок падал.
По оценкам агентства «Auto-Dealer-СПб», по итогам года объем продаж в Петербурге составил 200-205 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что примерно на 5% ниже результатов 2012 года. С такими данными соглашаются и дилеры, на протяжении всего года предсказывавшие петербургскому рынку падение на 5%.
В результате автохолдинг РРТ по итогам года потерял два бренда. Автоцентры GM были проданы в рамках реструктуризации долгов перед банком «Санкт-Петербург». Кроме того, компания «Skoda Auto Россия» расторгла договор с холдингом по продаже автомобилей бренда в Петербурге.
Сложная ситуация сегодня у многих автодилеров, а высокая кредитная нагрузка практически у всех. «Все банки так устроены: когда ситуация на рынке благополучная, они сами идут к клиенту и просят взять кредиты. А как только обстановка меняется, они просят дополнительных гарантий», — говорит директор по развитию холдинга «Аксель Групп» Игорь Седов.
Владелец автохолдинга «Феникс» Вячеслав Жигалов рассказывает, что кредитная нагрузка у компании высока — финансировать проекты из прибыли тяжело. «Другое дело, какие модели развития дилеры выбирают для себя. Кто-то больше рискует, кто-то меньше. Наша кредитная нагрузка растет, так как мы активно инвестируем в реконструкцию дилерского центра Audi», — говорит Вячеслав Жигалов.
Без строек
Надо сказать, что дилеры не спешат инвестировать в новые проекты. У многих есть земельный банк, к освоению которого они пока не приступают. Компания «Феникс» в конце года завершала экспертизу участка в Приморском районе, который купила еще до кризиса. При этом решение о строительстве дилерских центров Suzuki и Seat компания еще не приняла. Дилер ждет, что за зиму ситуация на рынке изменится в лучшую сторону.
К новым брендам присматривается и компания «Аларм-Моторс», которая долгие годы была монобрендовым дилером Ford, но за последние годы добавила Kia, Peugeot и SsangYong. Компанию интересуют бренды Renault и Subaru, но решений здесь пока не принято.
Игроки рынка в беседах с BG отмечали, что не исключают возможности покупки профильных активов своих конкурентов и что некоторые предложения уже поступали. При этом о цене договориться не удалось. Дилеры ждут, что в этом году падение рынка продолжится и интересные покупки можно будет совершить по еще более интересным ценам.
Компаниям сейчас выгоднее покупать уже готовые дилерские центры, нежели строить заново. Они поясняют, что по некоторым брендам нет места для новых салонов, поэтому гораздо целесообразнее купить салон с отлаженным потоком клиентов.
В прошедшем году завершались стройки, но новые проекты практически не начинались. В ближайшее время также не стоит ожидать крупномасштабных строек, полагают эксперты.
Многие дилеры отказывались от амбициозных проектов. Например, РРТ принял решение не строить автодеревню на проспекте Энгельса, где на 12 га планировалось возвести дилерские центры Honda, MAN, грузовых автомобилей Hyundai, Nissan, GM.
Автохолдинг «Атлант-М» также отказался от идеи строить автодеревню на 12,6 га в Кудрово.
В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на сайте газеты «Коммерсантъ» от 30.01.2014
Автор: Кристина Наумова
Полный текст вы можете прочитать на сайте издания- 0
- 6401
Новости по теме:
- 11 ноября 2024
- Индекс РОАД начал снижаться
- 7 ноября 2024
- Автокредиты отъезжают от допуслуг
- 31 октября 2024
- «Автозавод Санкт-Петербург» добавил вторую модель
- 28 октября 2024
- Портфель ИАТ пополнился брендом Tank
- 24 октября 2024
- «Автодом» обновил салон Exeed в Петербурге
- 23 октября 2024
- Представители отрасли уменьшили прибыль
- 23 октября 2024
- Вторичный рынок: спрос у дилеров вырос на треть
- 21 октября 2024
- Pango Cars и Caready: первый совместный центр
- 17 октября 2024
- «Ключавто» добавил Tank в Санкт-Петербурге
- 8 октября 2024
- Индекс РОАД приплюсовал 5%
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте