Силовикам везет с приговором за Mercedes-Benz

По данным «Ъ», на предварительных слушаниях в 94-м гарнизонном военном суде по скандальному уголовному делу о мошенничестве при закупках в середине 2000-х годов автомобилей Mercedes-Benz для МВД и ФСО защита обвиняемых будет добиваться прекращения их уголовного преследования. Связано это с тем, что СКР в данном случае игнорировал принцип преюдиции, признав потерпевшей стороной концерн DaimlerCrysler AG. Между тем автогигант признал свою вину в даче взяток чиновникам в 22 странах мира, включая Россию, уплатив многомиллионные штрафы, а его вина была подтверждена приговором американского суда.


Фигурантами дела являются отвечавшие в МВД и ФСО за закупки автомобилей Виталий Батурин и Михаил Костылев, ветеран органов внутренних дел Михаил Будынин, а также бывший менеджер по ключевым клиентам ЗАО «Мерседес-Бенц Рус» (дочернее предприятие Daimler AG) Екатерина Приемская, которую следствие считает организатором «особо крупного мошенничества» (ч. 4 ст. 159 УК РФ).

По версии ГСУ СКР, в 2004-2005 годах Виталий Батурин предложил вышедшему в отставку еще в 1997 году Михаилу Будынину выступить в качестве посредника при закупках его ведомством автомобилей Mercedes-Benz. За два года МВД приобрело около 60 машин. При этом вознаграждение посредника составило более €200 тыс. — в среднем по €4 тыс. за один автомобиль. Федеральная служба охраны (ФСО) за тот же период закупила около 20 внедорожников и лимузинов S-класса. Комиссионное вознаграждение составило почти €500 тыс. Все эти деньги были переведены Daimler на счета офшорных фирм в латышских Multibank и Ogres kommercbanka. В материалах Минюста США говорится, что доступ к этим счетам имели высокопоставленные чиновники МВД и ФСО, а также аффилированные с ними лица. СКР, по данным источников «Ъ», выводов о том, кому в итоге достались деньги, так и не сделал. В деле есть лишь один эпизод с переводом денег в 2007 году из головного офиса DaimlerCrysler AG в Штутгарте на личный счет в Газпромбанке Михаила Будынина. Правда, деньги, с которых он даже уплатил налоги, выделялись концерном в качестве социальной помощи на лечение сына Будынина от игромании.

Роль же Екатерины Приемской, оказывавшей помощь представителям МВД и ФСО в оформлении как договоров, так и комиссионных соглашений, по данным «Ъ», сводилась к тому, что якобы именно она ввела в заблуждение DaimlerCrysler AG, убедив руководство действовать именно через посредников. Впрочем, этот вывод не стыкуется с показаниями возглавлявшего с 1998 по 2005 год ЗАО «Даймлер Крайслер Автомобили РУС» Франца Герхарда Хильгерта, заявлявшего, что посредники присутствовали всегда и без них сделка могла и не состояться. Схема же их привлечения разрабатывалась в концерне на высшем уровне, была отработана по всему миру, и у Екатерины Приемской вряд ли была необходимость убеждать свое руководство ее использовать. Более того, в заключенном от имени другого бывшего гендиректора ЗАО «Даймлер Крайслер Автомобили РУС» Юргена Зауэра (возглавлял фирму с июля 2005 по 2012 год) с Минюстом США досудебного соглашения признается, что под видом комиссионных договоров передавались взятки и никакого заблуждения не было.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №117 от 06.07.2015

Автор: Олег Рубникович

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

6 июля 2015
  • Комментарии 0
  • Посещений 5404

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте