Пришло время искать место
В 2016 году российский автопром, по-видимому, наконец смирился с затянувшимся кризисом. Это дает отрасли шанс перестать имитировать высокий уровень локализации и начать реально развивать местное производство, повышать конкурентоспособность и фокусироваться на экспорте. Правительство пока недалеко отошло от традиционной модели господкармливания в виде прямых вливаний в автопром, но уже обращает внимание на более стратегические и долгосрочные механизмы поддержки отрасли.
Автопром в нашей стране принято считать одним из самых проблемных сегментов промышленности: сначала — из-за советского наследия, теперь — из-за спада авторынка. Но стагнация в экономике, как ни странно, пошла отрасли на пользу. Продажи падают с марта 2013 года, и в 2016 году автопром наконец признал существующие проблемы и задумался всерьез над их решением. До этого осознания мы наблюдали все классические стадии психологического принятия: было отрицание, были гнев, депрессия и даже торг (за господдержку). «Главное, что все протрезвели и поняли: кризис совсем не краткосрочный и надежды на быстрый отскок, как после 2009 года, абсолютно нереалистичны, — рассказывает один из автопроизводителей. — Год напоминает похмелье: еще жива память о хорошей тусовке, но уже понятно, что тебе очень плохо и, главное, это надолго».
Не особенно помогла и девальвация рубля. Российский рынок не лишился импортных моделей. Более того, по словам моих источников из иностранных компаний с производством в стране, во многом благодаря импорту им удалось пережить этот год. На вопрос, почему эти модели остаются востребованными, следует ответ, что разница цен с местными заводами некритична. «В России все еще очень дорого собирать машины», — говорят они. В разгар девальвации этот факт стал удивительным открытием и для правительства. Поначалу власти пребывали в уверенности, что дешевый рубль принесет головокружительную конкурентоспособность машинам российской сборки за рубежом. Но, как неоднократно и предполагал «Ъ», локализация, которую государство ставило во главу угла и стимулировало изо всех сил в последние годы, оказалась условной: основные компоненты автомобилей все еще импортные. В результате именно сейчас отрасли пришлось вспомнить о существовании и значимости поставщиков автокомпонентов.
Изменения наметились и по части традиционно необъятной (относительно других отраслей) господдержки автопрома. Есть шанс, что она начнет обретать более цивилизованные формы: в правительстве задумались над прозрачностью механизмов и четких критериях распределения денег. Хотя у иностранных производителей, локализованных в России, на фоне опасений дефицита средств все же сложилось ощущение, что «если раньше господдержка доставалась хоть как-то всем игрокам, то в будущем перераспределять ее будут по избранным». Впрочем, возможно, что именно безудержное вливание госсредств в автопром в последние пару лет оказало отрасли медвежью услугу, задержав момент отрезвления. О качественных трансформациях политики говорить рано (так, до сих пор нет стратегии развития отрасли), и государство все еще в основном подкармливает автопром напрямую, но постепенно появляются и другие инструменты, например поддержка экспорта.
В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №244 от 30.12.2016
Автор: Яна Циноева
Полный текст вы можете прочитать на сайте издания- 0
- 2271
Новости по теме:
- 15 апреля 2024
- «Автотор» приступил к выпуску Jetour
- 8 апреля 2024
- В гамму «Лады Гранты» временно вернулся «автомат»
- 5 апреля 2024
- Mitsubishi выплатила компенсацию «ПСМА Рус»
- 2 апреля 2024
- АГР выпустил 3 тысячи «Солярисов»
- 29 марта 2024
- АвтоВАЗ начал выпуск машин в Азербайджане
- 29 марта 2024
- Дилеры спрогнозировали сокращение брендов из КНР
- 27 марта 2024
- «ПСМА Рус» начал выпуск Citroen С5 Aircross
- 26 марта 2024
- «Автотор» будет собирать батареи электромобилей
- 22 марта 2024
- Завод «Леони Рус» сменил владельца
- 19 марта 2024
- ЦБ заметил проблемы с сервисом китайских машин
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте