НАМИ: «Получение ОТТС занимает года полтора»

Параллельный импорт автомобилей стал основным каналом обеспечения модельного разнообразия на авторынке РФ после начала кризиса. О том, как контролируется ввоз, о его объемах и причинах отказа в выдаче заключений для такого импорта в интервью «Ъ» рассказал заместитель гендиректора по техническому регулированию ФГУП НАМИ Сергей Аникеев.


Как сейчас работает параллельный импорт автомобилей? Какие документы необходимы для ввоза автомобиля в РФ юрлицу / физлицу?

Импорт автомобилей физлицами для собственных нужд всегда был возможен: процедура регулируется техническим регламентом Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств (ТР ТС 018/2011). Автомобиль нужно предоставить в лабораторию, где его оценят, а после получить свидетельство о безопасности конструкции, так называемое СБКТС, и на основании этого — паспорт транспортного средства.

Но эта процедура недоступна для автомобилей младше трех лет, ввозимых юридическими лицами. Фактически для новых автомобилей. В общем порядке для таких автомобилей необходимо получать одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Поскольку автомобильные концерны недружественных стран ушли из нашей страны, они не дают разрешение на получение такого документа. Для решения этой проблемы правительство 12 мая 2022 года приняло постановление №855, где установило процедуру оценки соответствия таких транспортных средств. Эти автомобили приобретаются не непосредственно с завода, а на различных рынках по всему миру, где требования могут серьезно отличаться от российских. Поэтому потребовалось проведение оценки каждого автомобиля уже не в качестве типа, а именно каждого конкретного. Потому что непонятно, из какой страны его привезли и каким требованиям он по факту соответствует.

То есть сейчас вообще нет случаев, когда действующее ОТТС подходит для машин, ввезенных с другого рынка?

Нет. Для получения ОТТС изготовитель готовит специальную модификацию, которая соответствует требованиям Российской Федерации. И эта модификация проходит испытания, а также российским органом по сертификации проводится аудит предприятия и подтверждается, что оно способно выпускать такие автомобили.

Когда мы говорим о параллельном импорте, эта процедура не работает, потому что автомобили покупаются на различных рынках, и их завод делает под требования того рынка, поэтому оценивается каждый автомобиль и ОТТС здесь неприменимо. Возможно, применимы отдельные документы по отдельным показателям безопасности, но комплексный документ отсутствует.

А как это оценивается? То есть возможна же поставка точно такой же машины, как по ОТТС?

Такие варианты возможны — как правило, это автомобили с европейского рынка, потому что наши российские требования близки к требованиям ЕС после гармонизации. Поэтому автомобили, ввозимые из этих стран, специально отмаркированы и проходят процедуру оценки с наименьшими затратами по времени. Комплект документов минимальный.

Если мы говорим о транспортном средстве, ввозимом с иных рынков, например, ОАЭ или Китая, то там для того, чтобы получить заключение о технической оценке транспортного средства, заявителю требуется обратиться в аккредитованную лабораторию. Например, в нашу лабораторию, где специалисты изучат автомобиль. Никаких разрушающих испытаний не происходит — это экспертная оценка с применением некоторых стендов, например, тормозного средства. Проверяется безопасность автомобиля по тем показателям, которые указаны в постановлении правительства, выдается протокол испытаний, на основании которого мы готовим заключение.

Если завозится партия одинаковых автомобилей, то испытанию подлежит один из этой партии, остальные получают уже точно такую же экспертную оценку, и на каждый автомобиль оформляется опять же заключение. Но испытаниям подвергается один автомобиль. Вот эта разница как раз существенна для импортеров — это намного оперативнее.

То есть проверяется один автомобиль из партии, которая ввозится прямо сейчас… А дальше, если из того же региона, аналогичные машины?

Если они абсолютно такие же, то протокол уже есть, мы оценивали и знаем, что они такие же. Если они отличаются, то опять нужно будет автомобиль отправлять на экспертизу в лабораторию.

Нет высокой нагрузки на лабораторию из-за нового порядка ввоза?

Мы со всеми справляемся. Лаборатории оценивают автомобиль, они получают протокол и приносят его нам. А мы, как экспертная организация, по постановлению занимаемся выдачей заключений.

Получение ОТТС занимает года полтора испытаний изначально. Там номенклатура требований гораздо больше, чем для получения заключения. Средний срок выдачи заключений не превышает пять рабочих дней.

Но в основном концерны пользовались тем, что они в Европе все сертифицировали, а затем перезачитывали. Это тоже полтора года?

Нет, меньше.


В дайджесте размещен фрагмент интервью, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №50 от 24.03.2023

Автор: Ольга Никитина

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

27 марта 2023
  • Комментарии 0
  • Посещений 1618

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте