«Дефицит – не самая большая проблема для лизинга»

Генеральный директор группы «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин рассказал в интервью «Ъ» о главных итогах и ставках на рынке корпоративного и розничного лизинга, а также о перспективах развития компании.


Группа «Газпромбанк Лизинг» в I полугодии заняла первое место на рынке лизинга в России по объему нового бизнеса. Намерены ли вы сохранить эту позицию по итогам трех кварталов и до конца 2021 года?

Не скрою, достигнутый результат очень приятен, но стать первыми на рынке и удерживать эту позицию во что бы то ни стало для нас не самоцель. Безусловно, прирост объемов — это один из ключевых показателей для лизингового бизнеса, но во главе угла этой работы стоит качество лизингового портфеля. Особенно сейчас, когда стало известно о вводе нового локдауна.

Наблюдая за рынком, мы видим, что наши конкуренты очень активно начали наращивать темпы — об этом свидетельствуют объемы заключенных сделок в последние несколько недель. Но и мы, и наш акционер больше заинтересованы в качественном и устойчивом бизнесе, нежели в наращивании портфеля только ради объемов. В тройке лидеров рынка мы вне всяких сомнений останемся, и я не ставлю своим сотрудникам задачу сохранить первое место в рэнкинге.

Тем не менее результат по итогам девяти месяцев 2021 года показал еще большую динамику прироста бизнеса входящих в нашу группу лизинговых компаний, а III квартал превзошел все наши ожидания. В результате новый бизнес группы «Газпромбанк Лизинг» вырос на 157% по итогам девяти месяцев 2021 года по сравнению с тем же периодом прошлого года и достиг 177,5 млрд руб. (с НДС, по предварительным данным). Скажу также, что, достигнув первого места на рынке среди более чем 100 лизинговых компаний в I полугодии, мы пересмотрели среднегодовой план продаж и увеличили его на 50%. Обновленный план практически полностью выполнен уже по итогам III квартала.

В то же время мы очень реалистично смотрим на ситуацию. Рост не может быть бесконечным, поэтому на первом плане — качество и надежность лизингового портфеля.

Рост сейчас наблюдается во всех сегментах рынка?

На удивление хорошо показывает себя корпоративное направление бизнеса. И хотя, как мы знаем, крупные промышленные предприятия еще не полностью восстановили свои допандемийные объемы (даже 2019 года), но и в этом сегменте мы видим плюс 50% к ранее установленному плану.

В розничном бизнесе по итогам полугодия мы стали лидером рынка по лизингу легкового автотранспорта и укрепили свои позиции в сегменте коммерческого автотранспорта в целом. Несмотря на то, что продажи автомобилей в России падают уже третий месяц подряд, объемы лизинговых сделок с автотранспортом либо остаются на том же уровне, либо увеличиваются. Сентябрь, например, для нашей компании стал вообще рекордным по объемам сделок автолизинга.

Как ваша компания реагирует на проблему дефицита автотранспорта и рост цен?

Дефицит машин и рост цен — это не самая большая проблема для лизинговых компаний. Да, по некоторым маркам автомобилей договор лизинга контрактуется с поставкой машины уже на май-июнь 2022 года. Со всей очевидностью через некоторое время — возможно, уже этой весной или даже раньше — это снова выльется в отложенный спрос, который мы вполне сможем обеспечить. Поэтому нам на это грех жаловаться.

Но сама по себе ситуация, когда поставку оплаченного автомобиля нужно ждать по полгода, для всех необычная. Ко всем прочим трудностям, связанным с локдаунами, нарушением цепочек поставок, ростом цен на металл, топливо и электроэнергию, добавляется еще и глобальная нехватка полупроводников.

Неужели это уже сказывается и на нашем рынке?

Приведу простой пример того, что происходит. Некоторые автомобили, в том числе премиум- и бизнес-классов, поступают в продажу только с одним ключом в комплекте вместо двух. Вроде бы мелочь, а риски для пользователя оказываются очень большие. Ведь если с единственным ключом что-то случится, то дилер в России не сможет сразу выдать клиенту замену. Ключ придется заказывать у производителя, а потом ждать доставку в Россию, но точные сроки гарантировать никто не сможет. И это в целом характеризует проблемы, которые приходится решать сегодня на рынке автолизинга. Причем надо отметить, что описанный кейс не проблема продавца. Это проблема всего мирового авторынка.


В дайджесте размещен фрагмент интервью, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №196 от 27.10.2021

Автор: Елена Разина

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

27 октября 2021
  • Комментарии 0
  • Посещений 1471

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте