Автопром по госзаказу

Постоянный рост господдержки автопрома привел к тому, что в 2016 году на каждые 10 руб., потраченные покупателями, государство выделяло отрасли еще 1 руб. По подсчетам SBS Consulting, господдержка в денежном выражении составит 8,8% от объема авторынка. Но до восстановления отрасли еще далеко, и в будущем году правительство намерено внести дополнительные меры поддержки спроса, а также продолжит стимулировать экспорт. Источники «Ъ» в отрасли пока не уверены, что эти меры дадут долгосрочный эффект.


По подсчетам SBS Consulting, доля выделяемой авторынку господдержки в общем объеме продаж новых автомобилей в 2016 году вырастет почти в полтора раза, до 8,8%, и составит около 165,6 млрд руб. Напомним, что автопродажи в РФ начали падать еще в марте 2013 года, и тогда по итогам года объем бюджетной поддержки отрасли составил скромные 11,3 млрд руб. (0,5% от рынка). С тех пор государство увеличивало помощь авторынку, но рынок стабильно падал до самого последнего времени. В 2014 году автопром, согласно отчетам Минпромторга по реализации госпрограммы по развитию промышленности, получил около 79 млрд руб. (4,1% от объема рынка), в 2015 году — 101,6 млрд руб. (6,4%), а за первые три квартала этого года — 105,4 млрд руб. Но за три года рынок сжался почти вдвое: с 2,78 млн машин в 2013 году до 1,45-1,5 млн машин (прогноз Минпромторга на 2016 год). В сегменте легковых и легких коммерческих (LCV) машин впервые за долгое время минимальный рост продаж — на 0,6%, до 132,3 тыс. машин — был показан только в этом ноябре.

В этом году госпрограмма в части автопрома включает субсидирование процентов по инвесткредитам, перевозок машин с Дальнего Востока, льготы на автокредитование и автолизинг, субсидии для обновления парка (скидки на новые машины при сдаче старых в утилизацию и trade-in), «промсубсидии» (де-факто компенсация утилизационного сбора локальным производителям), обновление парка карет скорой помощи и школьных автобусов, а также разработку проекта «Кортеж».

По словам собеседника «Ъ», в текущей редакции госпрограммы под автопром на 2017 год выделено порядка 103 млрд руб. Но после первого квартала Минпромторг рассмотрит дополнительные меры — например, программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Впрочем, в правительстве были разные точки зрения на поддержку отрасли: так, в Минэкономики считали, что текущая госпомощь не мотивирует сокращать издержки и повышать качество, и предлагали связать ее с выполнением обязательств автоконцернов по соглашениям о промсборке, объемом добавленной стоимости и долей экспорта в продажах, а также сфокусироваться на поддержке инвестпроектов по развитию автокомпонентной базы.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №235 от 19.12.2016

Автор: Яна Циноева

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

19 декабря 2016
  • Комментарии 0
  • Посещений 2041

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте