Андрей Ольховский: «Импортировать машины дешевле»

В 2023 году «Автодом» приобрел бизнес Mercedes-Benz в РФ, включая завод в Подмосковье — единственный в РФ, выпускавший премиальные автомобили. О том, зачем автодилер пошел в производственный бизнес, о ландшафте авторынка и планах выпуска 30 тыс. машин в этом году в интервью «Ъ» рассказал гендиректор «Автодома» Андрей Ольховский.


Как вы оцениваете текущую ситуацию на авторынке? Говорят, что у дилеров скопились большие склады автомобилей и продажи замедлились.

Так и есть. Действительно, после того как ЦБ поднял ключевую ставку, спрос на автомобили существенно снизился. Клиенты, которые рассчитывали поменять автомобиль в конце года, зачастую выбирают другое решение: кладут деньги в банки, которые предлагают ставку 16% годовых, а то и больше. И получается, что для клиентов это выгодно, потому что за последнее время цены на автомобили практически не изменились.

То есть цены прекратили расти?

В условиях, когда дефицита автомобилей нет, а есть избыток, дилеры вынуждены давать какие-то скидки и преференции покупателям, чтобы клиенты выбирали их. Автомобилей сейчас много. Я затрудняюсь оценить объем складов, в разных средствах массовой информации я видел разные статистики, что их около 170 тыс. По моим ощущениям, на складах скопилось более 200 тыс. автомобилей.

Все прогнозируют объем рынка не выше 1,3 млн машин на 2024 год.

Давать прогнозы сейчас не самое благодарное дело. Все рассчитывали, что в этом году рынок легковых автомобилей перевалит не за 1,15 млн, а за 1,2 млн. По факту этого не случилось, и конец года, последние два месяца, были немного хуже, чем мы ожидали. Думаю, в 2024 году рынок будет максимум 1,25 млн. И то, если ЦБ начнет снижать процентную ставку не в середине года, а гораздо раньше, возможно, с 1 апреля или с 1 мая. Если это произойдет только в июле, то мы увидим эффект от снижения ставки только в октябре. В итоге 2024 год будет провальным с точки зрения автомобильного бизнеса: и легкового сегмента, и грузового, и малотоннажного. Это будет большой урон для всей отрасли.

Сейчас много клиентов, которые покупают автомобиль впервые?

В категории автомобилей стоимостью до 3 млн руб. — много.

Это условные Haval Jolion, Chery Tiggo и другие?

Да, и еще ряд моделей. Плюс не забывайте, есть модели, которые привозятся в Россию частными продавцами через Киргизию и с некоторыми проблемами с оформлением продаются нашим покупателям. Мы этому очень сильно сопротивляемся, постоянно говорим правительству, что нужно закрывать неофициальные каналы параллельного импорта, чтобы дилерские предприятия могли существовать. Мы инвестируем деньги в бизнес, в гарантию, в людей, в сервис. И это действительно большие инвестиции. А если люди привезли 10 машин, поставили на открытую парковку и продают сидя дома на диване, то это не автомобильный бизнес. Они нам мешают делать инвестиции в наш бизнес. С таким трендом через некоторое время будет накладно даже предлагать бесплатный кофе клиентам, понимаете? Потому что за все, что есть бесплатного в дилерском центре, платит клиент.

Сейчас все говорят про большие склады автомобилей с пробегом. Действительно ли есть ситуация, когда их распродают «за копейки»?

Есть проблемы со спросом и на авто с пробегом. Мы работали по модели, сколько автомобилей нужно выкупить с рынка, чтобы обеспечить план продаж. Теперь получается, что мы выкупили машины, а спрос упал глобально, потому что сегодня автомобили по стоимости зачастую приравниваются к стоимости квартиры. Может быть, не в центре Москвы, но все равно: стоимость квартиры где-нибудь в районе МКАД либо в ближайшем Подмосковье сопоставима со стоимостью нового автомобиля. В особенности, если это автомобили европейского производства. Даже премиальные китайцы стоят примерно как квартира.

Что из этого следует? Мы, работая по своему бизнес-плану, осуществили выкуп, но не смогли продать автомобили. Мы начали менять свою политику покупки и продаж. Но, к сожалению, спрос был настолько низок, что мы лишь догоняли ту ситуацию, которая уже сложилась. В декабре мы поменяли свой подход. Мы действительно начали идти вперед снижения спроса и предлагать цену чуть ниже рынка. Но это не значит, что мы продаем за копейки, хотя какие-то позиции продаются в минус. Но что такое продажа в минус для любого дилера? Сегодня мы считаем, что стоимость фондирования составляет примерно 18-19% годовых для любого бизнеса в России. Это значит, что мы платим примерно 1,5% в месяц за автомобиль, который стоит у нас на складе. Если автомобиль простоял у нас 90 дней, что чуть выше среднего срока продажи, мы понимаем, что 4,5% мы «подарили» банку в виде процентов. Поэтому если мы можем продать автомобиль в течение недели, дав клиенту скидку в размере 4-4,5%, мы должны это сделать.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №3 от 11.01.2024

Автор: Ольга Никитина

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

11 января 2024
  • Комментарии 0
  • Посещений 2761

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте