Андрей Ивойлов: «Мы получим эффект синергии»

Собственником «Р-Моторс Лада», крупнейшего петербургского дилера АвтоВАЗа, стала казахстанская группа «Бипэк Авто – Азия Авто». В рамках состоявшейся сделки по продаже бизнеса предыдущий владелец — «Объединенная автомобильная корпорация (ОАК) — передал казахстанскому покупателю три автоцентра Lada: на проспекте Маршала Жукова, Выборгском и Пулковском шоссе. Выход казахстанского игрока на автомобильный рынок Северной столицы — далеко не дебют компании в российском авторитейле. Помимо Петербурга, за минувшие два года автоцентры «Бипэк Авто — Азия Авто» открылись в 10 городах России. Но именно приобретение питерских активов позволило казахстанской группе занять первую строчку в списке российских дилеров Lada: по итогам июля доля компании превысила 4%. Каким видится будущее Lada с Пулковских высот? Каковы планы крупнейшего партнера АвтоВАЗа в Северо-Западном регионе под контролем нового собственника? Об этом рассказал управляющий «Р-Моторс Лада» Андрей Ивойлов.


Андрей Евгеньевич, вы известны как один из наиболее опытных и самостоятельных топ-менеджеров петербургского автобизнеса. Кроме того, в ОАК вы инвестировали значительную часть своей профессиональной биографии. Почему не остались в материнской компании и приняли решение продолжить работу с новым собственником «Р-Моторс Лада»?

Переговоры о будущей сделке шли с конца прошлого года. Этого времени было достаточно, чтобы понять мотивацию и стратегические приоритеты нового владельца. Темпы, которыми развивается сеть «Бипэк Авто – Азия Авто» на российском рынке, впечатляют. Поэтому идеи и предложения, которые Анатолий Балушкин (основной акционер «Бипэк Авто – Азия Авто») адресовал нашей команде, вызвали закономерный интерес.

То есть компания сохранила не только первого руководителя?

Весь менеджмент остался на своих местах. У компании сменился лишь собственник. Команда «Р-Моторс Лада» была полностью отделена от структур холдинга ОАК. Формально это произошло 1 июля. Де-факто разделение будет полностью завершено до конца года. Понятно, что были общие коммуникации, сотрудники, которые работали в общем холдинге, но большая часть специалистов уже определилась, где они будут работать, и плавное разведение мостов завершится до 1 января. Но я уверен, деловые и человеческие связи с коллективом ОАК и лично Олегом Барабановым (основной собственник ОАК), безусловно, не прервутся. Мы будем сотрудничать и помогать друг другу.

Новый собственник входит в бизнес в удачный момент: петербургский рынок восстанавливается гораздо активнее общероссийского сбыта. В июне он показал лучшие темпы роста за пять лет. Я бы добавил, что активность покупателей Lada начала расти гораздо раньше рынка в целом — в минувшем году сбыт АвтоВАЗа в Петербурге показал рост на 26%. На фоне просадки городского рынка на 4%.

Как вы это объясняете?

Для нас это совершенно ожидаемая динамика. Если помните, до недавнего времени ключевым партнером «Р-Моторс» был концерн General Motors. И когда GM ушел с рынка, «хлопнув дверью», компания встала перед жестким выбором: сворачивать бизнес, либо перенацеливать работу на другой бренд. Мы приняли решение сосредоточиться на Lada. Это был 2014 год. И тогда подобный шаг не выглядел очевидным. Но мы внимательно следили за трансформацией линейки АвтоВАЗа и понимали: новые модели – это «бомба», и взорвется она примерно через полтора-два года. Так и случилось. Если говорить о рынке Петербурга, то доля марки последовательно растет с 2014 года: в 2015-м Lada занимала 7,7%, в минувшем году ее доля превысила 10%. Бренд снова в первой тройке бестселлеров. Если взглянуть на сегодняшнюю линейку АвтоВАЗа и перспективы еe развития, станет понятно, что в ближайшие два-три-четыре года конкурентные преимущества Lada будут только возрастать. На рынок выходит Vesta в версиях Cross и универсал. Затем XRay Cross, и далее – переход к XCode. Это новая платформа всего нижнего сегмента марки. Вряд ли кто-то из участников рынка сможет составить конкуренцию обновленной линейке АвтоВАЗа. Еще одно преимущество – рекордный уровень локализации. Мы понимаем, что первоначальная локализация Vesta на уровне 50% в перспективе приблизится к цифрам «классических» моделей – около 80%. А это означает возможность ценового маневра и доходность, которую не могут позволить себе другие игроки российского рынка.

Но пока мы наблюдаем лишь рост отпускных цен…

Всe верно. Благодаря новым моделям АвтоВАЗ поднял свои продукты в более высокую и престижную ценовую нишу. Но именно этот сегмент рынка (400-800 тысяч рублей) сегодня самый, что называется, «жирный». И если при более сильном рубле в эту нишу попадали недорогие иномарки, то при нынешнем курсе они благополучно ушли, и Lada правит бал практически в одиночестве.

Что нужно сделать АвтоВАЗу, чтобы занять оставленное поле битвы? Необходимо модернизировать дилерскую сеть. И над этой задачей работают эффективные управленцы. Каждый дилер Lada успел ощутить кардинальные перемены с приходом нового главы АвтоВАЗа господина Мора. Важна команда, на которую он делает ставку. Уверен, «тройка нападающих» Мор-Птачек-Кутейщиков (вице-президент по продажам и маркетингу АвтоВАЗа Ян Птачек, директор по развитию дилерской сети Сергей Кутейщиков) завоюет для АвтоВАЗа немало громких побед. Все трое – выходцы из Renault и обладают успешным опытом построения сбытовой сети на развивающихся рынках.

Если модельный ряд уже вышел на уровень зарубежных конкурентов, то инфраструктура продаж и сервиса еще не соответствует ожиданиям потребителя. Особенно в городах-миллионниках. Ведь это покупатели, которые, скажем, три-четыре года назад были клиентами Opel, Chevrolet, Volkswagen, Toyota. К уровню сервиса они очень требовательны. И здесь мы с нашим новым собственником единодушны в видении будущего: тот, кто сегодня инвестирует в перезапуск дилерской сети Lada, в следующие 5-10 лет займет доминирующую позицию на рынке. Появление нового инвестора открывает эту возможность.

Мы получим эффект синергии – с одной стороны, успешная команда, лучшая в Санкт-Петербурге и, наверное, на Северо-Западе. С другой стороны – ресурс «Бипэк Авто – Азия Авто», крупнейшего партнера АвтоВАЗа с 25-летней историей отношений. Это возможности масштабирования успешного опыта в разрезе всей сети и мощный «инвестиционный рычаг».

Во что новый собственник намерен вкладывать ресурсы в первую очередь?

Если посмотреть, где мы находимся территориально, это три ключевых магистрали города. Но сегодня мы получили от АвтоВАЗа официальное одобрение на запуск четвертого по счету дилерского центра. Он будет открыт напротив ТЦ «Mega-Дыбенко» – считаю, это лучшее по локации место в городе. Другое направление инвестиций — это корпоративное оформление. Что касается внешнего CI (элементы корпоративного дизайна), наши шоу-румы сегодня соответствуют всем стандартам. Новый корпоративный стандарт внутренней идентификации, интерьера дилерских центров был утвержден АвтоВАЗом совсем недавно. И в течение полугода-года все наши центры также будут на 100% соответствовать этим нормам.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на сайте газеты «Коммерсантъ» 18.08.2017

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

18 Августа 2017
  • Комментарии 0
  • Посещений 2045

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте