Что убивает автодилеров в России

За 2019 год в России стало на 80 автодилеров меньше. Сокращение автоцентров продолжается из-за невысоких продаж новых автомобилей и ухода крупных автокомпаний с российского рынка. Помимо внутренних проблем на дилеров давят глобальные перемены в мировом автопроме и изменение потребительских привычек клиентов. Как трансформируется дилерский бизнес в России, останутся ли официальные дилеры — разбирались «Известия».

Иностранцы подвели

По ситуации на середину января 2020 года в нашей стране насчитывается 3370 официальных дилерских центров, что на 80 автосалонов меньше аналогичного показателя годом ранее, сообщило аналитическое агентство «Автостат». За год было расторгнуто 544 дилерских контракта, а новых заключено — 464. В числе причин столь значительного сокращения дилерского бизнеса — закрытие российского офиса американской компанией Ford. Кроме того, в конце 2018 года встал конвейер черкесского сборочного предприятия Derways.

В течение всего 2019 года китайская компания Lifan, производившая в Черкесске большую часть модельной линейки, испытывала трудности с поставками полного ассортимента машин. В результате число дилеров у американского концерна снизилось на 53 штуки, а у китайского — на 37. С аналогичными проблемами на Derways столкнулась еще одна китайская автокомпания — Chery. Однако последней удалось оперативно наладить сборку на калининградском «Автоторе». Таким образом, потери Chery составили всего лишь 15 дилеров.

Совместное предприятие «GM-АвтоВАЗ» в прошлом году перешло в полную собственность АвтоВАЗа, но это не уберегло компанию от сокращения дилерской сети на 14 центров. У ряда автокомпаний общее количество ритейловых точек снизилось менее чем на 10 штук. А прирастало дилерское сообщество преимущественно за счет новых автоцентров китайских автокомпаний Geely и Haval.

Бизнес на грани фола

По мнению президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олега Мосеева, правительство должно поддержать дилерский бизнес, поскольку от сбытовой сети напрямую зависят успехи национального автопрома.

«Очень тревожный признак: дилерская сеть сокращается. Рынок уже сократился почти в два раза и сейчас продолжает падать, а уровень доходности снизился в разы. Очевидно, что и дальше будет сокращение. Мы уже потеряли за последнее время 100 тыс. работающих в авторитейле. Я еще в 2014 году предупреждал Минэкономразвития, что если они не будут ничего делать для поддержания рынка, получат такие результаты. Так оно и вышло», — считает Мосеев.

Бизнес дилеров страдает от чрезмерной закредитованности и из-за оттока гарантийных клиентов, отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

«В тучные годы, когда продажи автомобилей росли большими темпами, иностранные автопроизводители требовали от своих дилеров огромных инвестиций. К примеру, цена только одного среднего центра на МКАД с капстроительством с землей и подведением всех коммуникаций составляла $7-12 млн, крупный люксовый ДЦ стоил $17-18 млн, в регионе — $4-5 млн. Естественно, многие строились на кредитные деньги, которые еще нужно вернуть. Сейчас ситуация осложняется тем, что только на продаже автомобилей дилеры практически не зарабатывают, а с гарантийного обслуживания многие клиенты уходят в неофициальные авторизованные станции с более доступными ценами. Получается тяжелая ситуация: дилер не может скинуть цены на сервис — он тогда не сможет кредит обслуживать, а импортеры не снижают требования к дилерам по качеству сервиса», — заметил Бургазлиев.

По мнению собеседника, автопроизводители должны существенно упростить требования к автодилерам, а правительство, в свою очередь, могло бы пойти на диалог с дилерами, предоставить им необходимую поддержку.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на портале Iz.ru 6 февраля 2020 года.

Автор: Тимур Хасанов

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

6 февраля 2020
  • Комментарии 0
  • Посещений 46067

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте