Максим Соколов: «Локализация от 80% амбициозна»

О том, какие новые риски для АвтоВАЗа могут реализоваться из-за санкционного давления, когда автопроизводитель планирует обновить свою стратегию в соответствии с отраслевой и внести изменения в СПИКи, а также что будет со штатом сотрудников на автопроизводствах в Тольятти и Ижевске, рассказал в интервью «Интерфаксу» в кулуарах ВЭФ-2022 президент АвтоВАЗа Максим Соколов.


Продажи Lada в августе выросли к июлю в 1,8 раза, превысив 18 тыс. шт. Ожидается ли увеличение в сентябре к августу?

Наши планы – увеличить объемы производства в сентябре по сравнению с августом. Но месяц только начался, и надо понимать, что команда АвтоВАЗа буквально ежедневно сталкивается с определенными вызовами. Глобальные поставщики, с которыми у АвтоВАЗа есть контракты, и поставщики из, будем говорить, «недружественных» стран пытаются свести к минимуму деловые контакты с АвтоВАЗом, прекращая или видоизменяя те контрактные обязательства, которые у них есть на сегодняшний день.

О каких поставщиках речь?

Это целый спектр производителей. Мы ежедневно мониторим от 100 до 300 компонентов, по которым могут сработать те или иные риски. И, говоря о расширении планов по выпуску продукции даже до конца года, мы всегда держим эти риски в голове. Мы работаем по ситуации и надо сказать, что в целом ситуация стабилизируется. При этом есть предположение, что дальше она может ухудшаться. Во II полугодии мы планируем произвести порядка 140 тыс. автомобилей. Но могут быть определенные риски, связанные с ужесточением санкционного режима.

По каким-то компонентам нарастает угроза отсутствия поставок?

Да. Причем это совершенно разнообразный спектр автокомпонентов и субкомпонентов, материалов и иногда даже сырья. Речь идет о поставках компаниям, которые, в свою очередь, являются поставщиками субкомпонентов для наших поставщиков. Предвидеть все это очень тяжело. Но, так или иначе, наши команды, наш инжиниринг в практически круглосуточном режиме работают, стараясь эти риски моментально купировать, чтобы выпуск необходимой для наших автомобилей продукции продолжался в запланированном объеме.

Что вы думаете о проекте стратегии развития автопрома РФ до 2035 года? И планирует ли АвтоВАЗ актуализировать свою стратегию в соответствии с отраслевой?

Мы принимали активное участие в разработке отраслевой стратегии. Минпромторг вовлек в этот процесс, в том числе, нас, как флагмана российского легкового автопрома. Хотя стратегия в новой редакции создавалась по поручению президента в сжатые сроки, она прошла все этапы и уровни обсуждения в своем развитии. Ее окончательный вариант пока не принят, но уже понятны ее основные контуры – это рабочий документ.

На этой базе мы как компания уже формируем свою стратегию, которая будет представлена на утверждение нашему совету директоров примерно в октябре-ноябре. В ней уже будет гораздо более глубокая детализация по продуктовому ряду, объему выпуска, развитию платформ, уровню локализации и достижению АвтоВАЗом и его партнерами того технологического суверенитета, о котором мы говорили.

Проект стратегии декларирует, что не менее 80% потребности российского авторынка должно покрываться высоколокализованной продукцией, под которой понимается продукция с локализацией как минимум 80%. Это АвтоВАЗ такое предложил вписать в документ?

Нет, не АвтоВАЗ. Мы, как я уже сказал, участвовали в создании стратегии. Но могу также сказать, что даже для АвтоВАЗа эти 80% – достаточно амбициозная цель. Далеко не по всем автомобилям, выпускаемым сегодня нашей компанией, достигается такой уровень локализации. Эту планку преодолели сегодня лишь Granta и модели семейства Niva. Также достаточно высок уровень локализации Vesta. По модели Largus он сегодня не достигает 80%. В целом, даже АвтоВАЗу потребуются определенные усилия, чтобы достичь такого уровня. А уж для всех других автопроизводителей – тех, которые сегодня работают, или тех, которые придут – это более чем амбициозная цель.

Мы, конечно, такую цель приветствуем и как раз считаем, что именно высокий уровень локализации обеспечивает устойчивое производство вне зависимости от срабатывания внешних рисков. Но это очень непростая задача.

Понятно ли уже в деталях, что будет с обязательствами АвтоВАЗа в рамках СПИК? Все-таки в новых условиях в прежнем виде контракты в отрасли уже невыполнимы.

СПИК компании, конечно, надо пересматривать. Кстати, у АвтоВАЗа специнвестконтрактов два – один, в частности, остался в наследие от проекта GM-АвтоВАЗ. Их пересмотр – задача следующего периода, уже после принятия стратегии АвтоВАЗа. То есть, буквально с ноября, когда будет утверждена советом директоров новая стратегия компании, мы приступим к корректировке СПИКа, составлению его новой редакции. Исходя из стратегических целей, там будут заложены конкретные параметры.

В каком объеме перезапущенные Минпромторгом программы господдержки спроса на автомобили простимулировали продажи Lada?

Эти программы, включая льготное автокредитование и льготный лизинг, имеют достаточно высокую эффективность. Мы видим, что с июля, когда они были перезапущены, поток клиентов в наших дилерских центрах вырос практически на 50%. Так, из 11,5 тыс. проданных в августе Lada Granta около 60% были реализованы с помощью льготных автокредитов. Мы рассчитываем, что примерно аналогичный эффект господдержка будет оказывать и в оставшийся период до декабря, когда действие программ господдержки заканчивается.

В каком виде сохраняются отношения АвтоВАЗа с Renault?

Мы не прерываем отношений с Renault и с уважением относимся к нашим уже бывшим акционерам, которые в течение 14 лет формировали техническую политику АвтоВАЗа и достаточно много привнесли с точки зрения современных технологий производства, организации процессов, качества продукции.

Сейчас определенные обязательства сохраняются в рамках поставки комплектов автокомпонентов для, в первую очередь, тех платформ, которые пришли к нам с компанией Renault. Речь, в частности, о платформе B0. Отношения с Renault сохраняются и в части ряда других компонентов, которые поставляются для нашей линейки автомобилей. Мы не считаем необходимым разрывать отношения с Renault. При этом действуем строго в рамках заключенного с Минпромторгом соглашения.


В дайджесте размещен фрагмент интервью, опубликованного на портале Interfax.ru 7 сентября 2022 года.

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

7 сентября 2022
  • Комментарии 0
  • Посещений 364

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте