МАЗ готов заглохнуть

Минский автомобильный завод, известный своими тяжелыми грузовиками и автобусами, значительно сокращает объемы производства. В условиях новой ситуации на рынке белорусские грузовики оказываются попросту неконкурентоспособны. Многие подразделения завода были вынуждены перейти на четырех- или даже трехдневную рабочую неделю. Ситуацию мог бы спасти альянс предприятия с КамАЗом, но на этом проекте белорусские власти уже давно поставили крест.


В последнюю неделю сентября многие белорусские СМИ сообщили о том, что на Минском автомобильном заводе — одном из ведущих промышленных предприятий страны — быстро ухудшается экономическая ситуация. По ряду причин спрос на белорусские тяжелые грузовики упал — и начиная с августа этого года большую часть подразделений МАЗа перевели на трехдневный режим работы.

«Оставили только автобусное производство и некоторых узких специалистов на других местах, и все на этом. Остальные — дома, — писал в газету «Наша Нива» один из работников предприятия. — Так было весь август. В четверг приносится приказ о том, что пятница объявляется нерабочим днем. Затем к пятнице присоединился еще и четверг. В среду принесли приказ — в четверг не работаем. Простои оплачиваются: люди получают 2/3 оклада. Но премию получают только рабочие. Техническим работникам ее не дают».

Корреспондент «Газеты.Ru» побеседовал с рабочими МАЗа, и они подтвердили: объем работы за последние пару месяцев заметно сократился.

«Лучше всего себя чувствует подразделение по производству автобусов. У них заказы из России, со всего СНГ, а потому масса работы. Там работают полную неделю, без проблем, — рассказал «Газете.Ru» один из инженеров завода. — А на производстве грузовиков — там да, проблемы. На складах много нераспроданных машин стоит. Дело в том, что у них очень высокая себестоимость. У завода огромная социальная нагрузка, масса ненужных работников. Из-за того что оборудование старое, высока энергоемкость производства. На единицу продукции — в два раза выше, чем в Европе. Очень низкий уровень информатизации всех процессов. В результате то, что на "Даймлере" делает один инженер, у нас делают десять. И все это отражается на себестоимости».

«Разные цеха работают по-разному. Цех сварки и окраски кабин загружен работой в полной мере, а многие другие работают вполсилы или вообще стоят, — говорит один из рабочих. — Главный сборочный конвейер то работает, то нет. С другой стороны, загружены те подразделения, которые делают не сам грузовик, а машинокомплекты для его сборки. Они потом отправляются на сборочные производства в другие страны — в Венесуэлу, Иран, в Польшу, еще куда-то».

После появления первых сообщений о трехдневке на МАЗе заместитель коммерческого директора предприятия Сергей Захаревич заявил журналистам, что завод работает исходя из количества заказов и оптимального распределения рабочего времени.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на интернет-портале Gazeta.ru 30 сентября 2014 года.

Автор: Денис Лавникевич

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

1 Октября 2014
  • Комментарии 0
  • Посещений 1158

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте