Вячеслав Зубарев: «Дефицит абсолютно по всем!»

«Негатив и потрясение», — такую оценку сегодняшней ситуации на автомобильном рынке дал один из самых успешных автодилеров. Отвечая на вопросы читателей «Бизнес Онлайн» в ходе интернет-конференции, председатель совета директоров УК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев оценил обстановку на рынке, объяснил положение с ценами на автомобили и рассказал о планах компании.


Год назад вы возглавили ассоциацию «Российские автомобильные дилеры». Какие проблемы и потребности отрасли авторетейла формулировал и транслировал властям этот «рупор» за прошедший год? Были ли вы услышаны?

Конечно, мы озвучиваем свои проблемы. У меня были неоднократные встречи в Минпромторге РФ, в комитете Совета Федерации, скоро пойдем знакомиться и с новыми депутатами Госдумы. К сожалению, вопросы государственного уровня решаются очень и очень медленно. Но мы будем и дальше работать, и я уверен, решим какие-то проблемы. Но хотелось бы побыстрее.

Какие, например, проблемы?

Если говорить глобально, то сегодня в мире идет трансформация, связанная с развитием новых технологий, в том числе онлайн-технологий. Какова будущая модель построения автобизнеса, будущие взаимоотношения между производителями и дилерами? Дилеры — это же целая отрасль! Порой есть такое отношение, что торговля — это неважно, без подобного можно обойтись, самое главное — заводы. Но если сравнить инвестиции в строительство заводов на территории России и в техническое обслуживание и продажи автомобилей, то они в разы отличаются в пользу автосалонов. Все взять и просто выбросить? Ну это будет не по-хозяйски как-то…

Ни в коем случае нельзя пытаться стоять на пути прогресса, но можно быть готовым ко всему. Инвестиции ведь нужно не только привлекать, но и рационально использовать. Зачем инвесторам вкладываться в отрасль, которая будет сворачиваться? Любой инвестор вложит свои деньги только туда, где можно заработать. А для того чтобы заинтересовать инвесторов, необходимо планирование, понимание и разъяснение. Я ратую за открытую дискуссию, потому что никто из нас не знает, что будет завтра, но мы должны это совместно обсуждать.

Возрастание объемов продаж через интернет автодилеров если еще не пугает, то явно настораживает?

Безусловно, настораживает. Вот представьте: инвестор вложил в строительство автоцентра большие деньги, надеясь окупить затраты в течение семи лет, и вдруг объем продаж начнет снижаться. Естественно, весь бизнес-план летит…

Я считаю, что интернет — это хорошо для клиента. Сопротивляться прогрессу нельзя, просто ему нужно способствовать и участвовать в нем. Мое мнение, что подавляющее большинство людей, ратуя за онлайн-продажу, думают о более низкой цене. А если цена приблизительно одинаковая, то автомобиль лучше покупать у дилера. Все-таки, когда предстоит серьезная покупка, лучше дело иметь с человеком, а не с платформой, не с роботом: в случае какого-то негатива вам даже не к кому будет обратиться. Тем более что автомобиль — это эмоциональная покупка. Человеку хочется, чтобы ему кто-то рассказал о машине, глядя в глаза, чтобы авто можно было руками потрогать, посидеть за рулем… Мне кажется, что большинство именно так хотят покупать автомобиль. К примеру, на американском рынке онлайн-продажи машин составляют всего пять-семь процентов.

Но онлайн-продажи должны быть. Кому нравится — пожалуйста! Другое дело, если онлайн — это стратегическая линия на замещение продаж офлайн через дилеров. Тогда нужно думать, что делать в дальнейшем с инвестициями, которые вложены в авторитейл.

Мне кажется, трансформация будет идти в направлении комбинированной сделки: онлайн-коммуникация и офлайн-покупка. Все-таки купить автомобиль — дело небыстрое, это не за солью в магазин сходить. Поэтому, думаю, часть коммуникаций между продавцом и покупателем уйдет в онлайн, но в том, чтобы совсем без офлайн обходиться, я думаю, подавляющее большинство просто не заинтересовано.

Какие еще проблемы у автодилеров?

Главное — существует двойное налогообложение на автомобили с пробегом. Если дилер купил такую машину у владельца в Татарстане и обменялся им с дилером из другого региона, то повторно заплатит 20 процентов НДС. Обмен между дилерами — это сложившаяся практика, когда одну модель автомобиля, которая в избытке у одного дилера, он меняет на другую, которой у него нет. И все от этого выигрывают. Но закон сегодня таков, что за одну машину придется два раза платить НДС. Это явный промах закона, его надо исправить.

Как получается двойное налогообложение?

Когда автосалон покупает автомобиль у частного лица, а затем его продает другому человеку, он платит НДС только со своей наценки. А когда один автосалон купил у частного лица, а продал другому автосалону, то НДС он платит не с разницы в ценах, а со всей суммы. И в данной ситуации, чтобы автосалону хотя бы в ноль уйти, надо на машину сделать наценку 25 процентов. А это сумасшедшая цифра! Или продавать себе в убыток…

Почему в автосалонах не приветствуется получать оплату по карточке?

Банки берут комиссию 0,5 процента. Одно дело — 0,5 процента с покупки в продуктовом магазине, совсем другое — со стоимости автомобиля. 0,5 процента — это минимальная комиссия, где-то и процент берут. С миллиона — 10 тысяч рублей, с 5 миллионов — 50 тысяч.

Наценка на автомобиль не в дефицитное время, как сейчас, а в обычное — два-три процента. И треть наценки может уходить на комиссию банку. Ясно же, что такой высокий процент мешает всей работе: и покупателям неудобно с наличкой, и масштаб использования карточки сокращает, и банки из-за этого в итоге меньше получают.

Какая статистика автопродаж по регионам?

Сегодня вся эта статистика не имеет смысла! Она ни о чем не говорит, кроме того, кому сколько автомобилей дали. Речь идет не о покупательной способности и желании регионов, а о том, сколько машин поставили. Поверьте, мы сегодня продаем не столько, сколько можем и сколько нужно нашим клиентам, а столько, сколько получаем автомобилей.

Любой город Татарстана, например Челны, может легко «взять» 50 процентов рынка России: просто туда нужно завезти машины, клиенты съедутся отовсюду и все раскупят. Все машины будут проданы, но это не значит, что рынок Челнов взлетел.

Дефицит по всем брендам?

Абсолютно по всем брендам и моделям!

В такой обстановке есть ли смысл обсуждать, кто в лидерах рынка?

Особого смысла нет, потому что количественные показатели сегодня абсолютно не отражают результативности работы. Все определяется только количеством автомобилей, поставляемых производителями.

Как прогнозируете итоги 2021 года по автомобильному рынку?

Если еще месяца три назад я был уверен, что случится незначительный рост, то сегодня я в этом сильно сомневаюсь, потому что в последнее время идет снижение объемов. В сентябре новых автомобилей было продано 2 797, для сравнения: в сентябре прошлого года — 4 774. Что будет дальше — это гадание на кофейной гуще. Я 30 лет занимаюсь автобизнесом, а такой ситуации не припоминаю. По итогам девяти месяцев российский рынок вырос на 15 процентов, поскольку открывались новые дилеры. Однако в настоящее время значительный прирост за I полугодие стал подравниваться к показателям предыдущего года. Я опасаюсь того, что IV квартал окончательно подровняет показатели и к концу года они будут на уровне прошлого или даже меньше.

Каковы итоги работы ТТС за девяти месяцев 2021 года?

Мы росли, но в последние месяцы, к сожалению, провалились по объемам продаж. По итогам девяти месяцев находимся примерно на уровне прошлого года, рост — 1-2 процента.


В дайджесте размещен фрагмент интервью, опубликованного на портале Business-gazeta.ru 27.10.2021

Автор: Татьяна Завалишина

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

27 октября 2021
  • Комментарии 0
  • Посещений 2960

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте