Р. Абдулнасыров: «ТТС воспринимает нас как гостей»

«В 2008 году мне было 30 лет, я ездил на новеньком Mercedes-Benz ML и очень этим гордился, чувствовал себя крутым пацаном», — вспоминает Руслан Абдулнасыров о своем первом опыте создания бизнес-империи, который окончился крахом. Но он сделал выводы, возродил сеть «Апельсин» и запустил франчайзинговый проект «Автосеть.РФ». О том, за счет чего Абдулнасыров хочет объехать лидеров и почему автосалоны вытеснят перекупов на рынке подержанных машин, бизнесмен рассказал в интервью «Бизнес Online»


Руслан Мавлетдинович, говорят, что вашу компанию «Апельсин» удалось перезапустить после банкротства благодаря финансовым вливаниям со стороны бизнесов семьи Колесовых, таких как «КАН Авто» и Татсоцбанк. Какие деловые отношения связывают вас с Колесовыми?

Это беспочвенные слухи, и я даже не понимаю, откуда они идут. Нас действительно связывают отношения, но только дружеские. Никаких взаимных финансовых обязательств между нами нет, «Апельсин» и «Автосеть.РФ» — самостоятельный бизнес, независимый от семьи Александра Колесова.

Велика ли сегодня закредитованность «Апельсина» и «Автосети.РФ»?

Кредиты есть, но все ведь относительно. Я считаю, что закредитованность небольшая, а кто-то может счесть ее высокой. По общепринятым расчетам через EBITDA она ниже нормы, но надо понимать, что эта оценка может измениться. Перед банкротством 2008 года, кстати, тоже по всем расчетам дела шли нормально. Просто тогда мы не смогли спрогнозировать момент наступления глобального кризиса.

Банкротство «Апельсина» было очень обсуждаемой темой и в СМИ, и в предпринимательской среде. Какой вывод вы извлекли из тех событий?

Выводов целый ряд. С философской точки зрения я увидел, что все намного более хрупко, чем нам представляется. Кажется, что у тебя крепкая компания, отличная команда, но возникает некая ситуация — и все куда-то пропадает. Перед банкротством «Апельсин» был закредитован, мы бездумно брали деньги и вкладывались в новые площадки. Когда наступил кризис, мы не смогли обслуживать займы, банки забрали все имущество, в которое я инвестировал более 30% личных денег. Грубо говоря, не так бы широко шагали — и штаны не порвали бы, я это признаю. С двумя-тремя салонами мы бы спокойно пережили кризис.

Каково это — обанкротиться и снова начать бизнес с нуля?

В 2008 году мне было 30 лет, я наивно считал себя опытным бизнесменом, ездил на новеньком Mercedes-Benz ML и очень этим гордился, чувствовал себя крутым пацаном. Тут кризис, кредиторы прижали к стенке — я продал машину, начал раздавать долги, но денег не хватало. У нас на площадке стоял китайский Lifan. Пересел в него, других вариантов не было. Много было психологических моментов, я даже стал интересоваться, сколько стоит моя почка. А что, люди же живут с одной. Хотел продать. Мне казалось, что человеческая почка стоит реальных денег, а оказалось — 850 тысяч рублей… Оставил себе.

Это правильно. А в 2014 году компания была готова к новому кризису?

Да, нормально пережили. Пройдя через банкротство так, как мы, предприятие получает мощный иммунитет к негативным факторам. Прививка от гигантомании поставлена.

Каков актуальный масштаб ваших компаний? Сколько новых машин сеть автосалонов «Апельсин» продала за прошлый год, сколько автомобилей с пробегом продала «Автосеть.РФ»?

«Апельсин», торгуя в Альметьевске, Нижнекамске и Челнах, продал в 2018 году 2 735 новых автомобилей. Эта компания работает по дилерским соглашениям с такими брендами, как АвтоВАЗ, Kia, Ford, Peugeot и Citroen. «Автосеть.РФ», в свою очередь, продала 12 905 подержанных авто, география продаж — казанская агломерация. Но фактически у нас три бизнеса, потому что под брендом «Автосеть.РФ» мы продаем еще и франшизу для региональных игроков, выступая как дистрибьютор, поставщик технологий и самих подержанных автомобилей. Наши партнеры по данному направлению работают в 13 городах России, самый крупный автосалон открылся недавно в Уфе. С помощью партнеров в этом году мы продали в России 11,6 тысячи автомобилей с пробегом.

Рынки поддержанных авто чем-то различаются от города к городу?

В Закамье покупатели привередливее — они требуют больше внимания, больше сервиса. В Казани, если клиенту что-то не нравится, он больше не придет. Типичное мышление жителя мегаполиса — он быстро принимает решение и закрывает вопрос. Если он купил машину с пробегом и обнаружил проблему с прикуривателем, он не станет качать права, а приедет с просьбой решить вопрос. В Закамье клиент может написать претензию из-за прикуривателя, может поскандалить, уйти, затем вернуться и остаться нашим клиентом. У нас же политика твердая — мы всегда предлагаем три варианта: возвращаем деньги, обмениваем автомобиль или устраняем неисправность.

Каков ваш прогноз по рынкам новых и б/у автомобилей на ближайший год?

Хорошего ничего не вижу. НДС поднимают, а денег у людей не прибавляется. Сейчас экономика в автомобильном бизнесе крутится за счет госпрограмм и программ от производителей. В этом году государство активно помогало деньгами АвтоВАЗу и КамАЗу, другим производителям. На займы и субсидии были выделены десятки миллиардов рублей, если учитывать поддержку покупателей новых автомобилей. Если программы свернут, станет совсем грустно, потому что производители самостоятельно бизнес не вытянут.

Сами как планируете развиваться?

Вплоть до лидерства на рынке. По Закамью в 2019 году будем подписывать новые дилерские соглашения. «Автосеть.РФ» двинем дальше на восток в поиске новых партнеров. Думаю, что в следующем году у нас появится пять-семь новых дилеров. Проблема в том, что Россия не богата городами, где можно хорошо зарабатывать в автомобильном бизнесе, — их, по моим представлениям, не больше 10.

Вы не раз заявляли о неком противостоянии с холдингом «ТрансТехСервис». Можете пояснить, в чем суть?

Ситуация довольно простая. Мы развиваем в Закамье сеть продаж новых автомобилей, открыли восемь автоцентров «Апельсин» в трех городах. ТТС в этом регионе всегда был лидером, привык вести себя по-хозяйски и воспринимает нас как нежеланных гостей, хотя мы уже не гости, а соседи, а с соседями по правилам хорошего тона надо бы дружить. Откровенно говоря, методы коллег из «ТрансТехСервиса» вызывают лично у меня много вопросов. Они ездят в Москву, берут на себя повышенные обязательства перед дистрибьюторами по объему продаж, лишь бы те не подписывали с нами дилерские соглашения. До поры до времени эта тактика работает, но монополию так не удержать — в конечном счете страдают и производители, и покупатели. Первые без конкуренции автосалонов теряют темп развития в регионе и свою долю, вторые могут претендовать на сервис лишь от одной компании без права выбора.

Вы знаете, мы сами обслуживаемся в ТТС, причем много лет, и пока по сервису вопросов нет. Он превосходный. В конце концов это конкуренция, и все, что вы рассказываете, — в рамках цивилизованной конкуренции.

Или другой пример. Летом я договорился с президентом «Киа Моторс Рус» господином Чжон Вон Чжоном об открытии тендера под второго дилера Kia в Челнах. Мы подписали понятийный документ с председателем правления Акибанка Ильдаром Галяутдиновым о выкупе мной трех его автосалонов. Узнав об этом, глава ТТС перекупил у Галяутдинова эти здания и сам открыл второй дилерский центр Kia в Челнах, сохранив за собой монополию. Вот это финт! Ведь Вячеслав Зубарев при этом потратил большие деньги, а богаче не стал. Он купил комплекс из трех автоцентров, склады автомобилей под брендом «Гранд Моторс», сделал ребрендинг, набрал людей, поставил новое оборудование, взял на себя убытки начального периода… В итоге рынок сохранил прежний объем, а ТТС теперь вынужден содержать дилера-дублера. Это классический страх монополии перед открытым рынком, на котором они проигрывают вчистую. В Нижнекамске, где у нас и у ТТС есть дилерские центры Lada, мы продаем больше. В Альметьевске у ТТС Hyundai, а у нас Kia — очень близкие бренды, и там мы в штуках тоже продаем существенно больше.


В дайджесте размещен фрагмент интервью, опубликованного на портале Business-gazeta.ru 17.12.2018

Авторы: Влас Мысько, Асхат Идиятуллин

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

17 Декабря 2018
  • Комментарии 0
  • Посещений 4005

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте