Время для новых переговоров

Очередную Конвенцию РОАД традиционно можно назвать одним из самых значимых событий российского авторитейла. В 2021 году для почти тысячи участников конференция впервые прошла в онлайн-режиме. Тем не менее ключевые выступления руководителей отрасли проходили в одном зале, что дало довольно открытые дебаты на темы итогов 2020 года и тенденций, которые только набирают обороты в авторитейле


За последние девять лет ежегодная конвенция РОАД стала важным событием для российского авторитейла. Лишь в 2020-м ее не удалось провести из-за пандемии. Новый президент ассоциации Вячеслав Зубарев в своем выступлении отметил важность автомобильной отрасли для политики государства, оперируя размерами затраченных дилерами инвестиций на развитие бизнеса и количеством задействованных в сфере специалистов.

«Сегодняшний авторитейл представляет собой довольно серьезную отрасль экономики России, – рассказал Вячеслав Зубарев. – Это 3,5 тысячи дилерских центров с годовым оборотом около трех триллионов рублей, порядка трехсот тысяч сотрудников, инвестиции, сделанные в бизнес в размере более 15 миллиардов долларов».

Вячеслав Зубарев также напомнил, какими мрачными были настроения участников рынка ровно год назад, как обстановка быстро и не раз менялась. При этом в РОАД уверены, что без поддержки государства, включившего авторитейл в список пострадавших отраслей, последствия для бизнеса были бы непредсказуемыми. Кроме того, удар пандемии был смягчен и благодаря дистрибьюторам, которые брали на себя часть расходов дилеров в апреле и мае.

В свою очередь, председатель Комитете автопроизводителей АЕБ Томас Штерцель сказал, что ушедший год для бизнеса был похож на американские горки: «Сначала все приспосабливались к закрытию границ, заводов и дилерских центров. Производство нередко было сокращено ради снижения давления на рынок. А уже летом мы видели неожиданно взрывной рост спроса и последующий дефицит. Тем не менее по итогам 2020 года впервые за последние несколько лет российский рынок оказался на четвертом месте в Европе».

В то же время участники генеральной сессии, посвященной вопросу поддержки авторитейла госструктурами и производителями, затронули и другую важную тему – взаимоотношений дистрибьюторов и дилеров. Еще в 2013 году РОАД и АЕБ смогли выработать соглашения по взаимодействию. На их основе впоследствии был оформлен меморандум.

«С течением времени меморандум дополнялся рекомендациями для всех членов нашего комитета, – рассказал Томас Штерцель. – К 2018 году все поправки были объединены в единый документ, в рамках которого мы структурируем свою деятельность и сегодня. На 2021 год, после встреч с Вячеславом Зубаревым, мы уже наметили новые важные сферы сотрудничества».

В свою очередь президент РОАД отметил, что ряд дилеров по-прежнему считает, что с авторитейлерами дистрибьюторы нередко поступают несправедливо: «На рынке существует порой различная трактовка меморандума, возникает несовпадение взглядов на бизнес по ряду вопросов. Но мы продолжаем развивать диалог с дистрибьюторами. Например, практически по каждому дилерскому контракту мы будем вырабатывать общие точки зрения на все проблемы. Я обращаюсь к дилерам, чтобы они излагали юридически обоснованное мнение по любой проблеме. Это будет базисом для того, чтобы нам вести дальнейшие переговоры. В тех брендах, где дилеры и дистрибьюторы работают в единой команде, марки показывают самые высокие результаты на рынке, выигрывают обе стороны».

Отдельно на заседании коснулись темы прямых продаж машин дистрибьюторами.

«Пока непонятно, как прямые продажи отразятся на авторитейле в целом, – сказал Вячеслав Зубарев. – Полностью не ясна даже терминология этого бизнеса. Что считать, например, прямыми продажами? Единого мнения нет. При этом строится четкая модель будущего автобизнеса. Например, в пандемию активно развивались онлайн-продажи. По разным оценкам, до 15% клиентов хотели бы покупать машину через ту или иную цифровую платформу. Мы не собираемся стоять на пути прогресса, как-либо мешать тем, кто хотел бы купить автомобиль онлайн».

В то же время в РОАД продолжают настаивать на том, что радикальные изменения многолетней прежней модели продаж не должны приводить к потрясениям во всей сфере.

«Конечно, мы как инвесторы, озабочены окупаемостью и сохранением сделанных вложений, – заявил Вячеслав Зубарев. – Возможное банкротство дилерских центров едва ли нужно авторитейлу. Не нужно оно, в том числе, и правительству. Это, наконец, и угроза банковской сфере. По разным оценкам, порядка 600 миллиардов рублей составляют кредиты, выданные авторитейлу».

В свою очередь, в АЕБ заметили, что фокус внимания в развитии прямых продаж будет направлен, прежде всего, на желания покупателей. При этом до сих пор остается, например, открытым вопрос будет ли дистрибьютор при прямых продажах нести такую же ответственность перед потребителем, какую сейчас несет дилер. В некоторых странах эту сферу бизнеса регулирует государство, а продажи машин напрямую дистрибьюторами строго регламентированы, а порой попросту запрещены.

И наконец, ключевым изменением в РОАД в 2020-м Вячеслав Зубарев считает появление в октябре прошлого года региональных советов дилеров – участников ассоциации: «Если прежде для многих региональных дилеров РОАД виделась некой далекой организацией в столице, то сейчас многим понятно, что нужно вступать в нее и принимать непосредственное участие в решении всех проблем сообща».

Прогноз РОАД по рынку, сделанный в конце января текущего года, остался неизменным и предполагает небольшой, в пределах 3-5%, рост. Произойдет это потому, что в апреле и мае в 2020-м был провал продаж. При этом дефицит на отдельные марки сохранится, но его влияние во второй половине года будет минимизировано.


Алексей Сергеев,
«АвтоБизнесРевю»

15 апреля 2021
  • Комментарии 0
  • Посещения 17028

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте