«Россия – страна инженеров»

В Москве прошла конференция «Россия & Китай: как выстроить долгосрочные и взаимовыгодные отношения». Мероприятие стало площадкой для заверения о намерениях в надежном партнерстве и разборе проблем дилеров в области нездоровой конкуренции и отсутствия системы поддержки послепродажного обслуживания. Участие в конференции приняли более 300 участников


Встречу российских автодилеров с китайскими дистрибьюторами легкового и коммерческого транспорта, а также строительной техники посетил полномочный министр посольства КНР в РФ Лю Цзюнь. Он говорил в позитивном ключе о том, что многие компании из Китая видят на нашем рынке возможности для долгосрочного роста и взаимовыгодного сотрудничества.

Президент Ассоциации китайских автопроизводителей Виктор Звагельский перечислил ряд проблем, которые возникают между китайскими и российскими партнерами. В их числе – локализация производства в РФ, закрепление преференций для сборочных и сервисных предприятий, ситуация с ввозом машинокомплектов, утильсбор, правовые вопросы регулирования споров и многое другое.

Яркий след оставило эмоциональное выступление генерального директора техцентра «Волин» Ольги Селезневой. Она призывала китайских партнеров оснащать российский автобизнес необходимой технической документацией по ремонту автомобилей и мануалами, учитывать климатические особенности наших многообразных регионов и различия в запросах потребителей, которые зависят от местоположения. «Мы русские инженеры, нам нужно ремонтировать автомобили!» – эта фраза, подчеркивающая наш менталитет, стала лозунгом мероприятия.

В свою очередь, представитель ассоциации РОАД Сергей Наумовский поблагодарил китайских партнеров за то, что их бренды заполнили вакуум на российском авторынке после ухода 45 марок. Однако теперь брендов стало слишком много – более 65. Некоторые из них представляют одну и ту же модель, у которой отличается только название. Вдобавок большое количество дилеров у одной марки приводит к тому, что автоцентры системно остаются в минусе. Создавая многочисленные суббренды, производитель размывает прибыль авторитейлера еще сильнее.

По словам эксперта, в списке типичных проблем китайских брендов в России – недостаточная оснащенность сервисов и складов запчастями (дилеры получают судебные иски из-за нарушения сроков ремонта), монополия на диагностику, нехватка каталогов запчастей, отсутствие языковой адаптации инструкций и слабое обучение.

Анализируя ситуацию в авторитейле, основатель CarCraft Борис Дмитриев разделил компании на две группы. Первая – крупные дилеры, вложившие накопленный за последние годы «жир» в свой бизнес. Таким капитала хватит на год. Вторая группа – небольшие региональные дилеры, которые присутствуют на рынке пять-семь лет и имеют франшизы двух-четырех брендов. Их накопления пришлись на 2020-2024 годы, и сейчас они работают в минус. Поскольку запас средств отсутствует, есть высокая вероятность выставления бизнеса на продажу. В результате дилеров станет чуть меньше, добавил он.

Генеральный директор ГК «Верра» Анна Бояршинова в выступлении поделилась своей «болью». Ее компания привыкла к высокой репутации на уровне всего 3% рекламаций. Сейчас по некоторым китайским брендам обращения по гарантийным случаям составляют до 50% от числа проданных автомобилей. Получается, что сервисные мощности работают в убыток. Компании пришлось существенно увеличить штат юристов, чтобы бороться с потребительским экстремизмом.

При этом механики сами не хотят заниматься гарантийным ремонтом, потому что это невыгодно и сложно: сказывается отсутствие нормативной документации и спецификаций. По словам Анны Бояршиновой, до гарантийного отдела автопроизводителя невозможно дозвониться, а найти нужную запчасть самим – это пройти квест, начиная с определения названия и заканчивая разбором ситуаций, когда доставили не то, что заказывали. К примеру, один бренд должен компании запчасти на сумму 700 тысяч рублей, но они никак не доедут до сервиса.

Директор по послепродажному обслуживанию ГК «Автодом» Сергей Плетнев отметил, что такого жесткого закона о защите прав потребителей, как в России, нет нигде. Наши клиенты привыкли к высокому качеству сервиса. У китайских же брендов сейчас зачаточный уровень. За три года работы с ними компания пришла к убеждению, что у этих марок не выстроено послепродажное обслуживание: нет порталов онлайн-поддержки, систем помощи по работе с частыми неисправностями, систем поставок. Наличие множества суббрендов только усложняет все процессы.

Участники круглого стола говорили о том, что не следует замещать закрывшийся салон другим. Иными словами, количество шоу-румов лучше сокращать, иначе прибыль размывается, и бизнес становится убыточным. В настоящий момент РОАД занимается созданием закона, регулирующего отношения в авторитейле, этот процесс займет несколько лет. Участники дискуссии предложили регулятору обязывать автопроизводителя вносить деньги на страховой депозит для выполнения обязательств перед другой стороной договора – дилером.


Анастасия Калинина,
АвтоБизнесРевю

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте