Экспертное мнение: чего ожидают участники рынка от второй половины 2015 года?

Подводя итоги полугодия, мы по традиции попросили ведущих участников рынка дать оценку актуальному состоянию отрасли, поделиться прогнозами на 2015 год и рассказать, какие шаги они предпринимают в ответ на негативные тенденции



Прямая речь


Елена Смирнова, БМВ Русланд Трейдинг

Елена Смирнова, генеральный директор, «БМВ Русланд Трейдинг»

Объективные экономико-политические причины заставляют нас готовиться к различным сценариям. Пока рубль находится на нынешнем уровне, мы не повышаем цены на автомобили. Однако если ослабление национальной валюты возобновится, бизнес окажется в тисках: удержать рост цен будет невозможно, а одновременно с этим снизится покупательная способность. Это негативно скажется на бюджетном и среднем ценовых сегментах.

В сложившихся условиях мы продолжаем развитие с точки зрения и продукта, и технологий, и услуг. Мы выводим новые BMW 1er, 3er, следующее поколение X1. Также в ходе предпоказа нового BMW 7er, состоявшегося в Москве для ключевых клиентов, мы увидели, что на автомобиль реагируют крайне положительно, и мы опасаемся, что не сможем удовлетворить спрос в полной мере.

Помимо этого, Mini предлагает новый JCW. Подразделение BMW Motorrad привезло пять свежих моделей – итого доступно более 20 моделей в России.

Вместе с этим мы усиливаем бизнес-модель. Еще в середине прошлого года мы начали снижать нагрузку на дилерские центры. Кроме того, в сеть приходят новые партнеры, которые уверенно чувствуют себя на рынке и заработали финансовый каркас прочности благодаря качеству работы с аудиторией. Мы настроены на гибкое реагирование с целью предоставления лучших решений и уверены, что эта работа служит вкладом в долгосрочный успех концерна в России.




Татьяна Луковецкая, Рольф

Татьяна Луковецкая, генеральный директор, ГК «Рольф»

Рынок неоднороден. Запуск программ господдержки позволил существенно улучшить результаты нижнего ценового сегмента. Также очевидно, что премиум-сегмент чувствует себя лучше рынка. Но аутсайдером остается средний ценовой сегмент, так как платежеспособность его аудитории снизилась. По нашей оценке, наиболее эффективной мерой поддержки могло бы стать расширение действия программы льготного автокредитования на автомобили стоимостью до 1,5 миллионов рублей.

Делать прогнозы на вторую половину года очень сложно. Большое значение будут иметь и макроэкономическая ситуация, и политика правительства, в частности, возможный запуск новых мер господдержки. Не прибавляет оптимизма рост курса доллара. Цены на автомобили увеличивались и при «твердом» рубле, а сейчас у импортеров не остается возможности сдерживать их.

Наш базовый прогноз по годовому объему рынка остается прежним – 1,5 миллиона автомобилей. «Рольф» готов к такому драматичному снижению. В прошлом году мы своевременно завершили крупные инвестпроекты и теперь можем сфокусироваться на эффективности бизнеса. Сейчас ключевые направления для нас – сервис и продажа автомобилей с пробегом, так как именно они наиболее устойчивы в кризис.




Алексей Лещенко, Модус

Алексей Лещенко, председатель совета директоров, ГК «Модус»

Основная проблема нашего авторынка – низкий уровень организованности дилерского сообщества, которое не может донести до производителей необходимость отменить излишне жесткие в сегодняшних условиях требования. Ситуацию можно было бы улучшить с помощью программ поддержки, например, продлив дилерам льготный период консигнации и увеличив объем хранения на складе без оплаты. Вместо этого производители увеличивают штрафы, чтобы компенсировать свои убытки. Но исправить ситуацию на рынке это не помогает. Сколько ни наказывай дилера, продавать больше он не станет.

Цены в сложившихся условиях будут снижаться, подстраиваясь под рынок. При сохранении текущих тенденций в этом году будет реализовано 1,4-1,5 миллиона автомобилей. Главная задача для большинства компаний – выжить. Наш подход очень прост: если дилерский центр генерирует прибыль, для него выстраивается наиболее благоприятный режим работы; если предприятие убыточно, то мы стараемся вывести его в плюс за счет снижения издержек, оптимизации шоу-румов, а также переговоров с производителями о возможной поддержке. Правда, пока они идут не очень успешно. Наиболее конструктивной оказалась позиция наших партнеров-банков. Они трезво оценивают ситуацию и делают встречные шаги.




Вячеслав Зубарев, ТрансТехСервис

Вячеслав Зубарев, председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис»

В последние месяцы мы видим, что темпы падения продаж автомобилей несколько замедлились благодаря запущенным государственным программам утилизации и trade-in, а также субсидирования автокредитов. Автомобиль – это первое, на чем люди будут экономить, поэтому автобизнес в каждый кризис страдает первым и, возможно, больше других отраслей розничной торговли.

Сейчас почти все находятся в ожидании. Дилеры ждут, будет ли продлено действие программ госсподдержки авторынка. Покупатели гадают, что будет с ценами на машины. А банки надеются, что реструктуризация долгов закредитованных дилеров позволит последним продержаться «на плаву» и выйти из провала с наименьшими потерями. В отличие от предыдущего кризиса сейчас все в большей степени настроены на сотрудничество – и производители, и дилеры, и банки, и государство.

Очевидно, что все будет зависеть от стабильности рубля, продления госпрограмм и стратегии дистрибьюторов. В свое время мало кто из них поднял цены на автомобили в соответствии с ростом курса доллара или евро. Те же, кто попытался это сделать, потерпели полное фиаско в продажах, и впоследствии им пришлось или уйти с рынка, или все-таки пересмотреть прайс-листы. В конце весны многие бренды объявили о снижении цен, правда, большинство маркетинговых программ было анонсировано до конца июля. Возможно, по итогам продаж в I полугодии и корреляции валютной корзины цены в дальнейшем будут скорректированы. Так что об их стабилизации можно будет говорить только после нормализации курса рубля, а он зависит от слишком большого количества непредсказуемых факторов.

В планировании мы руководствуемся принципом «надейся на лучшее, а будь готов к худшему», поэтому отталкиваемся от негативного сценария и закладываем снижение продаж новых автомобилей в 2015 году на 35-40% по сравнению с прошлым годом. С учетом этого мы сокращаем затраты, повышаем эффективность труда, вкладываемся в развитие перспективных направлений, придерживаемся более жесткой бюджетной дисциплины.

Среди приоритетных для нас направлений – trade-in, расширение спектра и развитие финансовых предложений, дополнительные услуги в сервисных центрах. Мы разрабатываем программы, позволяющие нашим клиентам экономить деньги, а нам – быть конкурентоспособными на рынке послепродажного обслуживания. Главная задача на данный момент не столько количество продаж, сколько повышение эффективности. Именно это мы считаем залогом нашей успешности в ближайшем будущем.




Напомним, что в июле также были опубликованы актуальные прогнозы АЕБ, «АвтоБизнесРевю» и «Автостата».

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте