Участники рынка опасаются «фатального ущерба» для бизнеса
Итоговая пресс-конференция комитета автопроизводителей АЕБ, на которой традиционно объявляются годовые результаты продаж, на этот раз привлекла повышенное внимание. Мало кто мог предугадать, сколько автомобилей было скуплено в ажиотажном декабре. А еще больший интерес был к прогнозу самих автоконцернов на 2015 год
Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер старался создать позитивную атмосферу в конференц-зале. «Опять то же самое, – посетовал он, глядя на низкую трибуну с высоты своего двухметрового роста. – Авторынок сокращается, а я все еще не сокращаюсь…» Сорвав овации и вызвав улыбки у гостей мероприятия, он быстро перешел к оглашению заветной статистики.
Последний месяц года превзошел все ожидания: дистрибьюторы отрапортовали о 270 тысячах проданных автомобилей – еще никогда перед Новым годом в России не скупалось столько машин. Результат оказался выше не только ноября (+18%), но и декабря 2013 года (+2%), когда рынок тоже испытал большой скачок. Итоговый объем продаж за год – 2,49 миллиона единиц, что на 10% ниже прежнего показателя. Отрасль второй год подряд живет в условиях снижения спроса, и, увы, тенденция лишь усилится.
По словам Йорга Шрайбера, консолидированный прогноз комитета автопроизводителей АЕБ предполагает снижение рынка на 24% до 1,89 миллиона а/м. Это ниже уровня 2010 года, но выше кризисного 2009-го. При этом в I квартале ожидается очень низкий спрос. «Мы находимся в кризисе, это факт. Вопрос только в том, насколько он будет глубоким и продолжительным», – признал Йорг Шрайбер. Одной из главных задач он назвал преодоление сложного периода без «фатального ущерба» для бизнеса как автопроизводителей, так и дилерских сетей.
Все основные угрозы для отрасли очевидны: ослабление реальных доходов населения и, как следствие, платежеспособного спроса; высокие процентные ставки по кредитам; валютная лихорадка, приводящая к убыточности продаж для брендов или к необходимости резко повышать цены; обратный эффект от высоких результатов последнего квартала 2014 года. Свои надежды автопроизводители связывают с сохранением государственной поддержки рынка. «Правительство уже осенью прошлого года осознало, что нужно предпринимать меры и помогать автомобильной отрасли. Сейчас главный вопрос в том, как это делать и в каком объеме», – сообщил Йорг Шрайбер, добавив, что АЕБ находится в тесном контакте с профильными комитетами министерств.
Глава отраслевого объединения констатировал: при усилении негативных тенденций рынок рискует понести большие потери. Это может выразиться и в прекращении продаж отдельных моделей, и в сворачивании бизнеса целых брендов, и в сокращении дилерских сетей. Год сулит немало вызовов, и готовиться нужно к самым непростым условиям.
Сергей Баранов,
«АвтоБизнесРевю»
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте