Производители могут оказаться на грани дефолта

По прогнозу Boston Consulting Group (BCG), в 2020 году российский авторынок ожидает резкое сокращение на величину от 20% до 50%. В зависимости от сценария развития кризиса спрос в 2021 году также может оказаться под высоким давлением. При этом прогнозная модель, разработанная BCG, показывает, что для большинства автомобильных компаний в России падение объема продаж уже на четверть грозит отрицательным показателем EBIT.

Так, при снижении реализации на 25% (вероятный сценарий, но не пессимистичный), убыток, полученный автопроизводителями, будет сопоставим с EBIT прошлого года. Причем уже в мае-июне предприятия могут оказаться в ситуации дефицита ликвидности и риска дефолта по обязательствам. В этом случае без прямой финансовой господдержки и принятия экстренных мер (например, долгосрочной приостановки производств и сокращения или переведения персонала в неоплачиваемые отпуска), вероятно, не обойтись, считают в BCG.

Подобная ситуация ожидает и многих глобальных игроков. Однако иностранные автопроизводители, по мнению BCG, учли кризис 2008 года и улучшили свою денежную позицию в процентном отношении к выручке с 8% в 2008 году до 17% в 2019 году (медиана для 13 крупнейших производителей). Это может позволить им перенести данный спад, принимая ряд традиционных мер, включая закрытие избыточных мощностей, оптимизацию продуктового ряда, адаптацию коммерческих инструментов и схем мотивации при работе с дилерами.

«Крупнейшие предприятия отрасли уже обратились за мерами государственной поддержки, направленными на поддержание загрузки производств и отсрочки некоторых обязательств, однако данные меры направлены в основном на российские предприятия, и вероятно ожидается, что меры по финансовой стабилизации иностранных предприятий будут оказаны их материнскими компаниями, – отметил Эдуард Черкин, руководитель направления «Автомобилестроение» в BCG (СНГ). – При этом текущая ситуация может оказаться уникальной возможностью для национальных автопроизводителей. Благодаря своему системообразующему характеру деятельности и сильным взаимоотношениям на государственном уровне, они могут усилить свои позиции и наилучшим образом подготовиться к восстановлению спроса на рынке».

По его словам, перед иностранными брендами в этих условиях может снова встать вопрос: уходить из России и минимизировать потери или обеспечить дополнительное субсидирование производств для сохранения присутствия на рынке. «Также в кризис могут еще больше усилиться тенденции по консолидации рынка, и крупные иностранные игроки, сохранившие присутствие в РФ, могут быть заинтересованными в расширении своего присутствия, так как на рынке имеются опции, позволяющие увеличить долю иностранного капитала в структуре отрасли. Ряд российских активов сохраняют стратегическую привлекательность и могут вызвать интерес в случае, если государство сделает решительные шаги в инвестиционном регулировании отрасли», – добавил представитель BCG.

28 апреля 2020 | 18:16
  • Комментарии 0
  • Посещений 62842

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте