Гражданам не доплатят за электромобили

Власти не заложили бюджетных средств на субсидирование продаж электромобилей, следует из драфта соответствующего федерального проекта. Правительство собирается выделить на отрасль почти 50 млрд руб. из бюджета и ФНБ до 2024 года. Но эти деньги пойдут только на софинансирование строительства зарядных станций и производств машин и батарей. Минпромторг планирует найти средства на поддержание продаж за счет роста утильсбора, но этот источник пока не согласован.


«Ъ» ознакомился с драфтом паспорта федерального проекта «Электроавтомобиль и водородный автомобиль». Он фактически представляет собой план реализации обсуждаемой в правительстве концепции развития электротранспорта. Теперь программа охватывает и машины на водородных топливных элементах, при этом ее финансирование сократилось.

Общий бюджет до 2024 года оценивается в 121,2 млрд руб. против обозначенных в концепции 203,2 млрд руб., до 2030 года — 591,2 млрд руб. против 803,7 млрд руб. До 2024 года в рамках проекта планируется привлечь 9,6 млрд руб. из федерального бюджета и еще 38 млрд руб. из ФНБ, хотя в концепции Минэкономики из ФНБ рассчитывали привлечь 20 млрд руб., из бюджета — 50,2 млрд руб. По данным «Ъ», это согласованные правительством лимиты до 2024 года.

В Минпромторге «Ъ» сказали, что источники финансирования проекта согласованы решением правительства. Там также подтвердили приведенные «Ъ» расчеты, отметив: 8,1 млрд руб. бюджетных средств пойдут на софинансирование затрат по созданию «быстрых» зарядных станций, еще 1,5 млрд руб.— на испытательную базу для проектирования электромобилей. Средства ФНБ направят на софинансирование производств компонентов для электротранспорта, а также водородных топливных элементов, заключают в Минпромторге. Но на поддержку спроса на электромобили пока средств не заложено.

По новой оценке, на льготные лизинг и кредитование необходимо 14,9 млрд руб. до 2024 года (110,9 млрд руб. до 2030 года). В проекте паспорта указано, что эти деньги планируется собрать за счет повышения утильсбора на автомобили — в концепции предполагалось, что только на электромобили, но в паспорте это не уточнено. В таком случае скидки по кредитам и лизингу для российских машин оплатят покупатели импортируемых или низко локализованных электромобилей. Другим источником станет вводимая на электромобили ввозная пошлина, которая также ведет к удорожанию машин для покупателей. Впрочем, средства утильсбора поступают сразу в бюджет и никак не окрашены, поэтому шансы Минпромторга получить их неизвестны.

В Минпромторге на соответствующий вопрос «Ъ» ответили, что источник финансирования существующих программ по льготным кредитованию и лизингу, расширенных на электротранспорт, будет определен при принятии закона о бюджете на 2022 год. В Минфине не ответили «Ъ».


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №141 от 11.08.2021

Авторы: Ольга Никитина, Полина Смертина

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

12 августа 2021
  • Комментарии 0
  • Посещений 2057

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте