Господдержка кроется в деталях

Автоконцерны все-таки не заставят в обязательном порядке производить в РФ ключевые элементы машин, как предлагал Минпромторг. Минэкономики при поддержке вице-премьера Дмитрия Козака предложило дать автопрому выбор, какие именно компоненты производить в РФ. Такой подход, по данным «Ъ», в целом поддержал даже Минпромторг, хотя в отрасли опасаются — при такой схеме производить сложные узлы и заниматься НИОКР никто не будет.


Правительство может серьезно поменять правила игры для автоконцернов по получению господдержки. Минэкономики по поручению вице-премьера Дмитрия Козака представило поправки к ключевому постановлению правительства №719, которое определяет, какая продукция считается произведенной в РФ. Эти поправки, в отличие от идей Минпромторга, дают автоконцернам свободу в отношении того, какие именно компоненты автомобиля локализовать и в какие сроки.

В июле 2018 года Минпромторг представил кардинальные изменения правил подсчета локализации для отрасли. Министерство предлагало ввести систему, в которой каждому компоненту автомобиля соответствует определенное число баллов, при этом локализация некоторых компонентов (двигатель, коробка передач и т. д.) и определенные операции (например, НИОКР) становились обязательными. Если автоконцерн не набирал минимального числа баллов и не выполнял обязательных операций, то не получает доступ к госзакупкам и господдержке. В отрасли тогда сочли новые требования неисполнимыми.

В Минэкономики сочли, что автоконцерны могут сами выбирать, что им экономически целесообразно локализовать, отказавшись от обязательных операций.

Еще более важно, что Минэкономики впервые предложило формально привязать все ключевые меры господдержки к выполнению критериев локализации. Это льготные автокредиты и лизинг, банковская субсидия для экспорта, а также субсидия на компенсацию части затрат при производстве автомобилей, их узлов и агрегатов (де-факто компенсация роста ставок пошлин на ввоз автокомпонентов). Последняя, как и поручал Дмитрий Козак, дифференцирована в зависимости от глубины локализации. Но, чтобы получить промсубсидию (компенсация утильсбора для российских компаний), производителям придется обязательно подписать специнвестконтракт, а если те не успеют сделать это до 1 июня — еще и набрать определенное число баллов.

Собеседники «Ъ» в отрасли рады тому, что смогут выбирать, какие компоненты производить в РФ. Однако некоторые из них отмечают: распределение баллов таково, что доступ к господдержке можно получить за счет уже освоенных или низкотехнологичных компонентов.

Кузов, экстерьер, топливный бак и обивка совокупно получили больший вес, чем двигатель, коробка передач и электронный блок управления двигателем (18,2% против 12,2%), хотя доля последних в себестоимости автомобиля на 50% выше, говорит один из источников «Ъ». Также нивелирована роль НИОКР, которыми заниматься теперь необязательно, — вес составляет 2,4% (против 10,8% в системе Минпромторга). Ряд источников «Ъ» по-прежнему говорят о сложно достижимых планках — двигатель освоен только традиционно российскими компаниями и инвесторами второй волны промсборки.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №39 от 05.03.2019

Автор: Ольга Никитина

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

6 марта 2019
  • Комментарии 0
  • Посещений 3869

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте