Слабый рубль ударит по автопроизводству

Ослабевший рубль и коронавирус осложняют соблюдение иностранными автоконцернами обязательств в рамках специнвестконтрактов (СПИК). Пока что иностранные инвесторы изучают ситуацию, но некоторые компании могут приостановить выполнение инвестиционных проектов, если курс рубля не стабилизируется в течение года. Помимо коронавируса, ударившего по поставщикам компонентов и субкомпонентов, продажи машин тянет вниз снижение доходов россиян из-за девальвации рубля. Подробнее о том, как российский автобизнес реагирует на новые вызовы, в материале «Известий».

Рубль тормозит

В середине марта российский рубль снизился по отношению к доллару США практически на 10% по сравнению с курсом в конце февраля. А всего с начала года российская денежная единица подешевела на 16,4% по отношению к американскому доллару. Автопроизводители, поставляющие иностранные компоненты и субкомпоненты для своих российских заводов, одними из первых отреагировали на столь драматичное поведение российской валюты. Как ранее сообщали «Известия», сразу несколько компаний предупредили о возможной корректировке цен.

Проблемы автопроизводителей осложняются тем, что в прошлом году они взяли на себя повышенные обязательства в рамках договоров СПИК, заключенных с Минпромторгом. По этим обязательствам в обмен на ряд льгот и промышленные субсидии от российского правительства автокомпании должны перейти из ранее действовавшего режима промсборки (штамповка, сварка и окраска кузова, неглубокая локализация) к более углубленному производству, которое включает такие операции, как локальное производство двигателей, систем управления, сложных комплектующих и многое другое. Ситуация неоднородная: одни компании уже инвестировали в расширение локализации, но не все процессы окончательно завершены, другие автопроизводители только должны потратиться на моторные заводы и научно-исследовательские центры, чего требуют договоры СПИК.

Нужно выждать

В 2014-2015 годах автопроизводители уже сталкивались с проблемой подтверждения требуемого уровня локализации из-за курсовых издержек. Тогда валютная составляющая серьезно сказалась в формуле расчета локализации. В новых договорах СПИК фактор нестабильности рубля уже учтен, поэтому предусмотрено право автопроизводителей приостановить дальнейшие инвестиции в локальное производство. Представитель одного из иностранных автопроизводителей, а также источник в автобизнесе, знакомый с ситуацией в другой компании, сообщили «Известиям», что решение об этом будет приниматься только при росте волатильности курса рубля и резком спаде продаж. Такое решение может последовать уже во второй половине 2020 года.

Впрочем, официально большинство автопроизводителей стараются обходить тему воздействия слабого рубля на их обязательства в рамках СПИКов. В Hyundai и Volkswagen сказали, что пока не готовы комментировать эти вопросы. Представитель АвтоВАЗа сообщил, что компания «наблюдает за ситуацией, но пока рано делать какие-либо выводы». Еще один автопроизводитель на условиях конфиденциальности сообщил, что «текущая экономическая ситуация пока не повод для решения о пересмотре СПИКов».

Большинство из опрошенных автокомпаний от комментариев воздержались. Минпромторг не предоставил оперативный ответ.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на портале Iz.ru 16 марта 2020 года.

Автор: Тимур Хасанов

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

16 марта 2020
  • Комментарии 0
  • Посещений 18090

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте