Дефицит чипов терзает автомобильную отрасль

Дефицит на рынке полупроводников все шире охватывает автомобилестроительную отрасль. Компании, не имеющие доступа к дешевым, но отсутствующим в наличии микросхемам, вынуждены сокращать производство, причем кризис затронул практически всех без исключения лидеров индустрии. Это неизбежно сказывается и на росте цен на машины, которому до сих пор не видно конца. О том, как пострадали от нехватки чипов крупнейшие автомобильные корпорации мира и что они делают, чтобы смягчить удар, — в материале «Известий».


Renault

22 октября французская автомобильная корпорация объявила о том, что сокращение производства в текущем году станет намного больше ожидаемого. Салоны дилеров недосчитаются около 500 тыс. машин, тогда как еще в сентябре компания прогнозировала снижение производства на 220 тыс. штук в сравнении с планом.

Падение выпуска уже повлияло на финансовые показатели компании. Выручка Renault составила в июле-сентябре $9 млрд. Это на 13% меньше, чем в аналогичный период прошлого, кризисного года, когда спрос на автомобили рухнул. По сравнению с III кварталом нормального 2019-го падение составило 25%.

Светлая сторона ситуации заключается в том, что компания может спокойно продавать автомобили без скидок, так как спрос на рынке сейчас заметно превышает предложение. Портфель заказов составляет 2,8 месяца продаж, что является лучшим показателем за последние 15 лет. В то же время снижение выручки не сулит компании ничего хорошего в будущем, даже если рентабельность и прибыльность сейчас относительно высоки.

Toyota

Вторая по размерам автомобилестроительная корпорация в мире долгое время избегала по-настоящему тяжелых испытаний в связи с кризисом на рынке полупроводников. На протяжении месяцев Toyota ритмично увеличивала выпуск машин по сравнению с 2020 годом. Но в сентябре производство автомобилей сократилось на 40% в сравнении с планом, схожим образом обстоят дела и в октябре. Наконец, на ноябрь прогноз по производству снижен на 15%. В Японии выпуск упадет на 50 тыс. авто, а на предприятиях компании в остальном мире — в пределах 50-100 тыс. штук.

Несмотря на все трудности, компания все же рассчитывает выйти на относительно неплохие показатели. Согласно новейшим планам, объемы выпуска упадут по итогам 2021 финансового года (с апреля по март включительно) на 300 тыс. авто, составив в общей сложности 9 млн. Это больше, чем в 2020 году, но заметно меньше показателей до кризиса.

Toyota смогла какое-то время продержаться благодаря выработанной после цунами 2011 года сложной системе мониторинга деятельности более тысячи поставщиков, которая позволяла отслеживать возможные опасности дефицита. Таким образом корпорация смогла создать крупные запасы микросхем. Но на весь год не хватило и этого.

Volkswagen

У немцев проблемы начались с февраля. Практически каждый месяц приходилось останавливать или сокращать активность производственных линий. Согласно прогнозу IHS Markit, выпуск автомобилей компанией сократится на 6,2% в сравнении с предварительной оценкой. При этом сама VW ожидает, что нехватка чипов продлится как минимум до начала 2023 года, что с высокой вероятностью допускает недостаточные объемы производства и в следующем году.

АвтоВАЗ

Крупнейший российский автопроизводитель не может выйти на полную мощность начиная с июня. В конце августа компания и вовсе остановила все свои производственные линии в Тольятти. В сентябре продажи компании рухнули вдвое. В последний месяц конвейеры удалось запустить вновь, но никто достоверно не знает, насколько стабильной останется ситуация. Сейчас тольяттинский завод, стараясь нивелировать кризисные явления, выпускает удешевленные версии своих моделей, которые требуют меньшего количества электроники. Тем не менее общие потери в объемах производства с июня по сентябрь составили 60 тыс. автомобилей.

Потери по всему рынку

Схожие проблемы наблюдаются у GM, Hyundai, Ford и многочисленных китайских производителей. Недостаточные запасы микрочипов усугубились тем, что уже в 2021 году заводы на Тайване, в Малайзии и в других странах останавливались из-за вспышек эпидемий. В результате авторынок может недосчитаться около 9,5 млн машин по итогам года. Для сравнения, общемировой выпуск должен, согласно прогнозам, составить 83 млн автомобилей. В денежном выражении, по прогнозу консалтинговой компании AlixPartners, потери составят $210 млрд.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на портале Iz.ru 26 октября 2021 года.

Автор: Дмитрий Мигунов

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

26 октября 2021
  • Комментарии 0
  • Посещений 2344

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте