Стеки маркетинговых технологий
Введение: что такое стеки технологий?
В конце 2016 года мы активно работали над выходом CoMagic на североамериканский рынок. В основном это были нерегулярные поездки по штатам с целью выяснения нюансов и особенностей местного рынка. Параллельно мы собирали и объединяли
Валерий Пащенко
директор по маркетингу и PR, CoMagic
информацию, полученную в ходе интервью с потенциальными клиентами. Во время этих поездок Дмитрий Кудинов, CEO CoMagic, познакомился со Скоттом Бринкером.
Скотт — идеолог, визионер и управляющий компании под названием ChiefMartec.com, которая с 2011 года создает карту маркетинговых технологий США. В начале на ней было представлено 150 технологий, а уже к 2018 году их число выросло до 7 000 различных решений для маркетологов. Все они разбиты на кластеры: продвижение, контент, программы для работы с большими данными (Big data), управление и т.д. Для сравнения в России число сервисов, с которыми могут работать маркетологи, кратно ниже. Всего их около 100.
Зачем мы говорим о стеках маркетинговых технологий?
Понятно, что для работы компании используют те продукты и технологии, которые помогают решать их ежедневные задачи и отвечают особенностям ведения их бизнеса. Принимая во внимание этот факт, американские маркетологи стали собирать все инструменты в подробные карты для визуализации общей структуры и их взаимодействия между собой.
Карты технологий в штатах получили название стеков технологий. Название показалось нам крайне удачным, и мы взяли его себе на вооружение.
Если вы хотите самостоятельно собрать стек маркетинговых технологий, то вам необходимо ознакомиться с основными принципами его построения.
Варианты сбора стека маркетинговых технологий:
● стек можно организовать по видам деятельности: контент-маркетинг, продажи, допродажам, сбор и анализ данных и т.д.;
● можно собрать технологии по этапам маркетинговой воронки, по которой продвигается ваш клиент от трафика или первого контакта до обретения статуса «действующий клиент»;
● организовать стек вокруг пользователя или клиента: клиент помещается в центр стека, а продукты и сервисы выстраиваются вокруг него в зависимости от действий с его стороны: интерес к услугам, покупка, повторное обращение и прочее. Так, мы слоями рисуем вокруг него продукты, которые будут использованы в работе.
Основная ценность таких стеков в том, что всегда есть возможность для себя ответить на вопрос, какие продукты реально необходимы и каким образом наладить их взаимодействие для максимальной эффективности. В процессе можно выявить и те сервисы, которые в полной мере не используются, но ежемесячно оплачиваются. А при возрастающем бюджете на технологическое обслуживание маркетинга — это весьма полезное знание.
Откуда у нас стеки технологий для автодилеров?
В апреле 2018 года мы провели первую большую конференцию МарТех, на которой с нашими гостями обсуждали используемые и только планируемые к внедрению технологии в маркетинге. Уже тогда мы начали активное продвижение идеи визуализации стеков маркетинговых технологий, которое продолжилось в рамках регулярных профильных встреч-вечеринок МарТех для представителей различных бизнес-индустрий.
На одной из встреч мы презентовали свой стек технологий, посвященный лидогенерации, и это стало неплохим стимулом для конкурентов и коллег, чтобы тоже поделиться своим личным опытом. И в этом обмене опытом есть большая практическая ценность: маркетологи стали открыто говорить о технологиях, об их связи между собой, а, самое главное, стали собирать свои стеки, осознанно подходить к работе с программами и сервисами.
Так, на наших встречах появились компании, которым мы помогали визуализировать их стеки, разбираться в хитросплетениях и отвечать на вопрос: «А зачем мы покупаем тот или иной продукт?»
Совместно с маркетологами из мира автобизнеса мы упаковали стек маркетинговых технологий для автодилеров и постарались подробно объяснить, как можно его собрать на начальном и продвинутом уровне.
Стек 1.0.
Начальный уровень, он же «санитарный минимум», выглядит так:
Блок 1. Привлечение клиентов:
Контекстная реклама, SEO и набор классифайдов: Auto.ru, Avito, Drom. Все по классике, без лишних хлопот.
Блок 2. Сайт и посадочные страницы:
Сайт-платформа импортера решает эту задачу легко и просто, но тут будет мало возможности для визуализации и маневров, а необходимость согласовывать внесение изменений в код снижает возможности оперативных действий. Например, затягивание согласования установки на сайт простого кода подмены.
Блок 3. Работа с базой клиентов:
Осуществлять работу с клиентами помогает ряд сервисов, в числе которых ip-телефония uiscom.ru и так любимый многими сервис рассылок от МТС, а также сервис по рассылке писем от GetResponse, который, как правило, используется с целью прогрева и взращивания аудитории.
Блок 4. Аналитика:
Тут тоже открытий немного. Все используют Яндекс.Метрику и Google Analytics. Среди наших клиентов широко распространена 1С Альфа АВТО. Данные из этих продуктов собираются и сопоставляются в сервисе сквозной аналитики CoMagic. Единственный инструмент, стоящий особняком — Яндекс.Медиана.
Блок 5. Работа маркетинговой команды:
Разноплановый набор сервисов — это и сервисы общения WhatsApp, Telegram, Outlook, и системы хранения данных Dropbox, Google Docs, и система управления задачами/проектами Trello.
Стек 2.0.
Стек уровня 2.0 в настоящий момент — это самый продвинутый стек. Пока он редко в полном виде встречается у компаний, но именно в нем собраны вспомогательные инструменты, которые наиболее полно покрывают потребности маркетинговой команды автодилера.
Блок 1. Привлечение клиентов:
Сюда входят инструменты таргетирования рекламы: MyTarget, Церебро таргет, Segmento.
Давайте рассмотрим несколько из инструментов для привлечения клиентов:
● Autospot — ребята, работающие за продажу авто. Это своеобразная витрина. Ваша задача очень простая: выгрузить в программу существующий склад новых автомобилей. Поступает заявка от пользователя, после сотрудники Autospot проводят верификацию и перенаправляют лид дилеру. Дальше работа ведется в CRM, где отмечаются этапы взаимодействия с клиентом: встреча, тест-драйв, предоплата и выдача автомобиля.
● С появлением рекламного функционала в личном кабинете внимание дилеров снова привлекла служба Яндекс.Карты.
● Если говорить о таких платформах, как Facebook и ВКонтакте, то на сегодняшний день реальные кейсы с продажами и эффективностью встречаются в первой из них. Социальная сеть ВКонтакте, как площадка для продаж, пока не может похвастаться большими успехами, но есть компании, которые активно работают на этих площадках, поэтому, возможно, в ближайшем будущем образуется пул успешных кейсов.
● Клубные форумы. Заплатить 300 тысяч рублей за указание компании в списке партнеров — это, конечно, достаточно большая сумма, но в пересчете на стоимость продажи и с оглядкой на сравнительно небольшие вложения маркетинговых ресурсов, такие затраты могут вполне окупаться при грамотно построенной работе с этим форматом.
Блок 2. Сайт и посадочные:
● Если вам мало сайта-платформы представительства, а, как правило, ее возможности очень ограничены, то вы можете делать сайты или посадочные странице для отдельных акций на WordPress или на конструкторах сайтов.
Блок 3. Работа с базой клиентов:
● Повсеместное проникновение мессенджеров добавляет в наш стек каналы взаимодействия с клиентом: Viber, Whatsapp и Telegram.
● Чат-боты также стали востребованным инструментом для общения с клиентами.
Блок 4. Аналитика:
● Все установленные на сайты коды, чтобы они не тормозили работу сайта, следует переносить в единое хранилище Google Tag Manager.
● Для визуализации данных не обойтись без Power BI. Хотя на рынке есть и другие продукты, но PBI уже признан стандартом среди автомаркетологов, да и среди специалистов других отраслей тоже.
● Управлять медийной рекламой и анализировать результаты проделанной работы принято в AdRiver. Все больше людей отдают предпочтение именно этой системе управления.
● Нельзя обойти стороной и сервисы для отслеживания активности клиентов, работы с отзывами и мониторинга интернет-пространства на постоянной основе. Для этого используют Brand Analytics.
Блок 5. Работа маркетинговой команды:
● На продвинутом уровне для общения используют Slack. После настройки интеграции со сторонними инструментами, можно, например, удобно использовать прямо в окне мессенджера документы Google или организовать доступ к данным на Dropbox.
● Для контроля задач — Jira. Хотя ее производитель Atlassian еще в 2015 году обещал отдельный инструмент для нужд маркетологов, пока все довольствуются решением для разработчиков, интегрируя в него Scrum- и Kanban-доски, стартуя спринты и контролирую в нем работу отдельно взятых сотрудников.
● Хотя в Jira и есть возможность завести подрядчиков, предоставив для них отдельные права доступа, чтобы контролировать ход работы, многие предпочитают для решения этой задачи использовать Битрикс24.
● Мозговые штурмы и разработку концепций рекламы ведут в Mindmaster. Этот инструмент широко распространен и в других отраслях.
● Если сломался ПК или надо повесить задачу на внутренний it-отдел, в большинстве компаний, с которыми мы общались, существует HP Service Desk.
Блок 6. Анализ конкурентов:
● Технический SEO-аудит и конкурентную разведку доверяют SEMrush.
● Вести детальный контроль за позициями сайта в поисковой выдаче удобно с помощью TopVisor.
Блок 7. Дистрибьюция складов:
● Онлайн-склад официальных дилеров авто Ilsa. Интереснейший продукт. До того, как мы стали обсуждать стеки с автомаркетологами, у меня и в мыслях не было, что так просто можно развернуть витрину на сайте, но выяснилось, что невозможного просто нет. Ilsa очень здорово в этом помогает.
Выводы по стеку и технологиям
В заключение стоит сказать, что, конечно, в статье представлен не исчерпывающий набор инструментов. Это «слепок» с тех программ, продуктов и сервисов, которыми пользуются клиенты CoMagic сейчас.
Стеки отражают, какие задачи решают маркетологи автодилеров и какие продукты помогают им в этом. Составление стеков маркетинговых технологий помогает осмысленно подойти к выбору технологий. Это также прекрасная возможность для оптимизации. Проанализировав стек, вы можете убрать лишние или добавить недостающие технологии в свою работу.
Совместно обсуждая стеки, мы делимся пользовательским опытом и своим видением решения рабочих задач. Так, мы концентрируемся на главном, меняем свое представление о том, как должны быть выстроены процессы и в конечном итоге находим подходящие решения для самых сложных задач.
Узнать больше о философии МарТех, о том, как правильно построить стек маркетинговых технологий и какие инструменты на современном этапе получают статус незаменимых в среде интернет-маркетологов, вы сможете в специальном разделе на нашем сайте. Если вы хотите собрать собственный стек, мы будем рады помочь вам в этом. Будьте в тренде и обновляйте свой маркетинг до версии МарТех!
На правах информационного партнерства
- 0
- 34032
Другие статьи:
- 19 декабря 2023
- «Авто.ру Бизнес» выходит на рынок
- 27 июня 2022
- Эволюция «Макспостер»
- 27 апреля 2021
- Чек-листы и инсайдерская информация: как AzurDrive рекламировал лизинг автомобилей в Дзене
- 26 марта 2021
- Автобизнесу: пять причин настроить сквозную аналитику
- 24 марта 2020
- Пять digital-рецептов успеха автодилера
- 1 апреля 2019
- Актуальное для маркетологов: какие инструменты позволят выбиться в лидеры авторынка в 2019 году?
- 28 декабря 2018
- Как примирить отделы маркетинга и продаж в автобизнесе
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте