Сунь Цзэцзюнь: «Хуже точно не будет!»

В условиях кризиса на первый план в деятельности игроков на автомобильном рынке выходит точность прогнозирования и качество планирования. Цена ошибки становится слишком высокой. Об инструментах оценки рынка, методах и подходах к ведению бизнеса порталу MotorPage.ru рассказал генеральный директор «Лифан Моторс Рус» Сунь Цзэцзюнь.


Мы начали этот год неплохо. По сравнению с аналогичным периодом в январе у нас был рост на 63%. И в феврале у нас тоже был рост. В марте темпы чуть снизились, но в апреле мы зафиксировали рост на уровне 40%. И все же, я считаю, что объем продаж у нас пока еще очень маленький. Есть куда расти. Плюс к тому, в этом году мы планируем представить еще две новые модели. Это новое поколение – Solano, в абсолютно другом дизайне. А также в конце года мы планируем представить российским покупателям новый кроссовер. Он будет вместительным: в двух вариантах – пять и семь мест. После этого мы предполагаем повышение интереса к марке и дальнейший рост. По крайней мере, 2016 год мы планируем закончить не хуже, чем 2015-ый. И это наш минимальный прогноз.

Что касается перспектив, я считаю, что в 2017 году реально начнется подъем – небольшой, но все же. Собственно, мы к этому и готовимся в этом году. Главная задача – сохранить нашу дилерскую сеть и работать над ее качеством. Чтобы наши дилеры работали и обслуживали клиентов на высшем уровне, когда рынок будет на подъеме.

В том числе вы планируете запуск собственного производства в России?

Конечно, это произойдет не в этом году. Сейчас мы только начинаем проектирование. Изначально планировали запуск завода в 2017 году. Но пока рынок в непонятной, туманной ситуации и торопиться с запуском невыгодно. Мы же бизнесмены! Поэтому сейчас мы ожидаем запуск в полном объеме примерно в 2018 году.

Однако инвестировать в создание производства надо уже сейчас, на кризисном рынке. Что позволяет вам быть такими оптимистами? Вы запускаете на падающем рынке две новые модели, вкладываете средства в строительство завода, не имея пока даже значительной доли рынка.

Замечу, это только в 2016 году две новые модели. Но мы и дальше будем расширять модельный ряд. Сейчас на стадии разработки находятся другие автомобили. И я думаю, они будут востребованы на российском рынке. Темп развития – это наше преимущество. А в целом, почему мы уверены в благополучном будущем российского авторынка? Во-первых, я считаю, что Россия – самая большая страна. Экономические трудности мне кажутся временными. Хуже точно не будет! Тем более, что сейчас глобально, «наверху» уже договорились. Санкции постепенно будут снимать. Правительство Российской Федерации проводит антикризисный план. Страна большая, ресурсы огромные, – думаю, уже скоро рынок вернется к росту.

Очень лестно слышать, что Россия самая большая страна, от представителя Китая. Только по численности населения в сравнении с КНР мы очень маленькая страна.

Экономическая ситуация не способствует рождаемости. Но если экономика стабильна – я думаю, у вас должно быть больше людей. Но даже при нынешней численности населения у вас большой потенциал рынка. По разным оценкам в России около 40 млн. автомобилей. И более половины старые. Они служат больше 10 лет, как правило. Конечно, рано или поздно люди будут покупать новые машины. И это серьезный потенциал.

Обеспеченность автомобилями на тысячу человек в России от 100 до 300 в зависимости от региона. Это очень мало. Когда экономика начнет расти, это приведет к потребительскому буму, огромному по сравнению даже с Восточной Европой. Ну и, наверное, следует упомянуть такой фактор, что между Китаем и Российской Федерацией очень хорошие отношения. В ближайшем будущем, я считаю, мы будем продолжать дружить. С экономической и политической точки зрения этот рынок для нас очень важен и перспективен. Мы уверены, что здесь мы должны иметь свою собственную базу для производства и сборки. И, наконец, сейчас по рублевым ценам для нас все относительно дешево. Мы тратим рубли на строительство завода и это выгодно.

А кому из аналитиков, при оценке российского рынка, вы доверяете? Какие компании для вас авторитетны?

Мы получаем данные из многих источников, но при этом всегда делаем свой вывод. Доверять только одному из экономистов, экспертов, аналитических организаций, конечно, нельзя. Кто-то дает один прогноз, кто-то – другой. В общем, очевидно, что у нас есть АЕБ, «Автостат», ряд уважаемых людей, которые дают более-менее правильную оценку. Мы учитываем их интервью, отчеты, но всегда делаем свой вывод.

А в целом, если речь именно о прогнозе, на основании которого строятся планы продаж, то, в конечном счете, проанализировав все поступления информации, я могу сказать, что дело в интуиции.

Мы работаем на рынке, у нас близкие, хорошие отношения с дилерами, мы ощущаем тенденции, все это дает нам обратную связь. Помимо макроэкономики, политических течений и всего подобного, очень важно понимать ситуацию непосредственно на фронте.

Удовлетворяет ли вас качество информации, поступающей от дилерской сети? То, как составляется статистика, какие критерии, помимо цифр продаж, учитываются, как готовятся отчеты.

Конечно, хотелось бы большего. Есть ряд дилеров, которые даже не понимают важности этой отчетности или обратной связи. Но есть и те, которые понимают, что обратная связь дает возможность лучше работать с прогнозами.

Касательно разработки автомобилей, адаптации автомобилей к российским условиям и т.д. – их мнение нам очень важно. Мы максимально его учитываем и никогда не оставляем без внимания, даже если это замечания (иногда и очень жесткие) к нашей работе.

А удается ли взаимодействовать с госструктурами? Как с теми, которые являются источником информации о состоянии рынка, так и с теми от которых зависят важные для рынка решения? Или в отличие от развитых рынков Европы и Соединенных Штатов у нас направление взаимодействия автопроизводителей с государством не развито?

Давайте задумаемся, что такое капитализм? Это когда крупные бизнесмены могут влиять на политику, на чиновников. Соответственно, чиновники будут учитывать общие интересы бизнесменов в некоей отрасли и принимать правильные решения, продвигать верную политику. Почему я с этой точки зрения рассуждаю? Кто, в конечном итоге, платит государству налоги? Кто все-таки дает людям зарабатывать? Кто дает людям рабочие места? Государству выгодно, чтобы бизнес получал как можно больше прибыли.

Что касается взаимодействия с теми структурами, которые принимают решения… Конечно, есть личные знакомства. Но глобально повлиять мы, к сожалению, не можем.

К примеру, в прошлом году заработала программа господдержки автокредитования. По всем критериям программы, наши автомобили подходят. Стоимость менее 1 млн. рублей, вес не более 3,5 тонн. По факту все банки отказываются оформлять автокредит для китайских марок.

Есть и другой пример. Мы из России экспортируем автомобили в Казахстан. Очевидно, что между Российской Федерацией и Казахстаном хорошие отношения: политические, экономические, Таможенный союз. Но даже если автомобили не будут ездить по российским дорогам, и они производятся для Казахстана, то утилизационный сбор приходится платить дважды. Сначала в России, потом в Казахстане.

Пока что нам не удается донести свою мысль о том, что данная схема затрудняет нашу деятельность.

Капиталистический принцип, когда бизнес имеет возможность диалога с властью и влияния на принятие решений, соблюдается в КНР?

В Китае по факту капитализм! В Китае коммунистическая партия управляет страной. И власть всегда делает все, чтобы бизнес хорошо развивался. В качестве примера: у нас есть народное собрание. Есть и другое собрание, которое проводится всегда в марте, типа консультативного. Более половины входящих туда – это бизнесмены. Они представляют интересы народа, обсуждают инициативы на высшем уровне и принимают правильные решения. Китайские власти, благодаря тому, что мы с ними тесно общаемся, помогают нам вести бизнес. Конечно, есть и капризные люди, которые по-своему принимают решения. Но я думаю, упрямство – общая проблема, это в любой стране так.

Мы видим поддержку российским государством автомобильного рынка в условиях кризиса. А в Китае государство поддерживает автобизнес, автомобильные компании? Или работает капиталистический принцип – все на свои места должна расставить невидимая рука рынка?

В Китае подчеркивается, что мы должны работать по законам рынка. Мы должны иметь рыночную экономику. Но власти иногда принимают меры, чтобы повлиять на рынок для поддержки той или иной отрасли. Для примера: как-то у нас в первом полугодии наблюдалось падение продаж, и властями своевременно было принято решение снизить ставку акциза. Тем самым были простимулированы продажи автомобилей с двигателями объемом меньше 1 600 кубов. Для них акциз снизили в 2 раза!


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на интернет-портале MotorPage.ru 23 мая 2016 года.

Автор: Дмитрий Европин

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

24 мая 2016
  • Комментарии 0
  • Посещений 5154

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте